Какое значение имеет образ Фирса в пьесе «Вишневый сад»?
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. А. С. Пушкин В работах литературоведов чаще всего представлено толкование «Вишневого сада» с исторической или социальной точек зрения.
Тема пьесы определяется так: Чехов показывает прошлое, настоящее и будущее России. В соответствии с этими эпохами в пьесе есть владельцы усадьбы, есть новый хозяин жизни, есть представители молодого поколения. Идея пьесы — в оценке автором современного состояния России.
Эти молодые люди мечтают насадить новый сад на месте старого, погубленного Лопахиным ради барышей. Так в последней комедии Чехова проявляется исторический оптимизм, которого не было в его предыдущих пьесах. Такое определение темы и идеи «Вишневого сада» вполне возможно, но было бы неверно утверждать, что Чехов только смеется над уходящим с
Этот герой, конечно, относится к уходящей России, так как более пятидесяти лет служит верой и правдой хозяевам вишневого сада, помнит еще дедушку Гаева и Раневской. Не только по возрасту, но и по убеждениям он приверженец старых порядков, старого уклада жизни. Замечательно, что герой, похожий на Фирса, уже изображался в русской литературе — это дворовый Ипат, лакей князя Утятина из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Ипат после объявления «Манифеста» отказался от личной свободы и пожелал, как и прежде, служить своим господам-князьям.
Фирс называет отмену крепостного права «несчастьем» и рассказывает, что в 1861 году «не согласился на волю, остался при господах» . Ипат со слезами умиления вспоминает о повадках барина-крепостника: как молодой князь Утятин впрягал Ипата в свою тележку вместо лошади или купал его в зимней реке. И Фирс с умилением вспоминает самодурство покойного барина, который возомнил себя врачом и всех больных лечил сургучом. Старый слуга свято верит в это лекарство и считает, что именно благодаря сургучу живет так долго. Однако холопство Ипата вызывает сатирическое осмеяние в некрасовской поэме, а поведение Фирса — спокойное авторское понимание в чеховской пьесе.
Рабская психология соединяется в старике с трогательной привязанностью к господам. Фирс искренне плачет при встрече с Раневской, которую не видел пять лет, старательно продолжает обслуживать пятидесятилетнего «ребенка» Гаева. Старик сокрушенно замечает ему: «Опять не те брючки надели. И что мне с вами делать!» . Даже когда его забывают и он остается умирать в запертом на зиму доме, он волнуется за хозяина: «А Леонид Андреевич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… я-то не поглядел… Молодо-зелено!» . Прожив всю жизнь в имении, он печется о престиже дома и доброй славе хозяев.
На нелепом балу, затеянном Раневской в день торгов, он из последних сил, но как положено обслуживает гостей. Когда Раневская отправляет его отдыхать, Фирс с усмешкой отвечает: «Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом» . И он прав, так как Яша беспечно разгуливает по комнатам, а Дуняша танцует с гостями. Старый слуга даже оскорбляется за своих нынешних господ, которые не чета прежним: «Прежде у нас на балах танцевали генералы, бароны, адмиралы, а теперь посылаем за почтовым чиновником и начальником станции, да и те не в охотку идут» . Рядом с Фирсом в пьесе показан слуга новейшего времени — Яша, глупый и самодовольный парень.
Он побывал в Париже и, вкусив прелестей европейской цивилизации, начал презирать свое отечество и стыдится своего крестьянского происхождения. Яша обращается с просьбой к Раневской, чтобы она опять взяла его с собой в Париж, и жалуется: «Здесь мне оставаться положительно невозможно. Что ж там говорить, вы сами мили ю, страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно…» . Сам Яша — человек ничтожный и слуга разболтанный, что доказывает его поведение на балу.
Он так и не отвез Фирса в больницу, потому что у непутевой барыни Раневской и лакей неисполнительный. Зато в последнем действии, показывая свои «знания и умения», он заявляет Лопахину, что шампанское не настоящее, и один выпивает всю бутылку. В начале и в конце пьесы Чехов показывает отношение Яши к матери, которая приходит повидать его в день приезда и отъезда.
Напоминание о матери, ожидающей на кухне, вызывает у любителя парижской жизни только досаду. Фирс в сравнении с этим лакеем выглядит добросовестным, преданным слугой, мудрым человеком. Чехов доверяет старику камердинеру несколько очень важных высказываний, которые проясняют авторский замысел пьесы.
Во-первых, любовь к порядку во всем — вот что отличает Фирса. А на старости лет он видит вокруг бессмысленную суету и замечательно характеризует порядки и в барском доме, и в окружающей российской жизни: прежде все правильно было, «мужики при господах, господа при мужиках, а теперь все враздробь, не поймешь ничего» . Это чувство непрочности, неразберихи испытывает не только старик, но и Лопахин, который только что исполнил свою мечту и гоже жалуется на свою нескладную, несчастливую жизнь. Во вторых, Фирс всех героев пьесы и себя самого называет, в соответствии с авторским замыслом, «недотепами» , то есть глупцами, которые не понимают жизни.
Примером непутевости всех персонажей является их отношение к вишневому саду. Фирс видит сад таким, каким он был в невозвратном прошлом; для Гаева разговор о саде — повод для пустого хвастовства; Лопахин, думая о спасении сада, вырубает его; Аня и Петя предпочитают мечтать о новых садах, а не спасать старый. Подводя итог, следует сказать, что Фирс является неотъемлемой частью дворянской усадьбы, где происходит действие пьесы.
Старый камердинер — тип верного слуги, который весьма разнообразно представлен в русской литературе: нянька Еремеевна из «Недоросля», няня Филипьевна из «Евгения Онегина», Савельич из «Капитанской дочки», Захар из «Обломова» и т. д. Фирс — слуга Гаева и одновременно выразитель авторской идеи. Этот герой — человек старой России, в которой было крепостное право, но была и высокая духовная культура. Поэтому и образ верного слуги получился многогранным.
Чехов был против огульного отрицания старой жизни, а тем более ее насильственного разрушения, она в нужное время сама уступит место новым порядкам. Эту авторскую мысль доказывает последняя, пронзительная сцена пьесы: забытый всеми, беспомощный старик умирает в запертом доме. При этом Фирс не упрекает своих беспечных господ, так как искренне любит их.
Его смерть совпадает с гибелью вишневого сада и символизирует конец «дворянского гнезда», конец целой эпохи, хранителем которой был старый слуга.
Какое значение имеет образ Фирса в пьесе «Вишневый сад»?