Какой герой рассказа «Муму» отличался многословием?

Какой герой рассказа «Муму» отличался многословием?

Можно ли говорить о речевой характеристике Герасима? Как он общался с окружающими?

Устной речи в нашем обычном понима­нии у Герасима не было. Но он общался с окружающими, и они его понимали. Для общения служили жесты, мимика, звуки.

Даже Муму хорошо понимала своего хозя­ина.

Какой герой рассказа «Муму» отличался мно­гословием?

Очень любил поговорить и был много­словен пьяница-башмачник Капитон. Сте­пенный дворецкий Гаврила Андреич ду­мал о нем: «Нечего

сказать, аккуратно го­ворит человек».

Вспомните диалог Тома и Гека и решите, кто из них красноречивее.

Можно вспомнить диалоги друзей и в «Приключениях Тома Сойера» и в «При­ключениях Гекльберри Финна». Том всег­да мгновенно загорался новыми замысла­ми и хотел тут же поделиться с Геком, ко­торый был немногословным и перед тем, как сказать, должен был подумать.

Какой диалог в «Приключениях барона Мюнх­гаузена» можно назвать самым правдивым?

Сам барон Мюнхгаузен считал правди­выми все свои рассказы. Однако ни один из них не опирался на реальные события.

Монологи каких героев

вы помните наизусть? Вспомните и прочтите.

Чаще всего запоминаются монологи из стихотворных произведений. Многие любят исполнять фрагменты из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Легко запоминаются и монологи из ска­зок, особенно если они в вариантах повто­ряются несколько раз.

Попробуйте сочинить монолог в защиту Муму.

Это задание подсказал один ученик 5 класса. Он стремился всех убедить в том, что несправедливый поступок Гера­сима нужно осудить, чтобы никто его не повторял. Он не раз произносил в классе проникновенные слова в защиту Муму.

Вот один из его монологов.

«Муму — очень умная и преданная хо­зяину собачка. Она чистоплотна. Она зна­ла свое дело — защиту двора и никогда не нарушала порядка в этом дворе.

Даже тог­да, когда хозяин решил с ней расстаться и ее утопить, она даже не догадалась, что ей грозит гибель, — так любила и верила в своего хозяина.

Я осуждаю Герасима и считаю, что он мог уйти в свою деревню вместе с собач­кой».

Подготовьте речевые характеристики мальчи­ков из рассказа «Бежин луг».

Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане­рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон­ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил.

Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи­ком.

Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко­торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

Павлуша говорит четко, мыслит логич­но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде­лен чувством юмора, умением видеть ко­мическую сторону событий, которые на­блюдает.

Ильюша многословен и склонен к по­вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы­тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель­ства правдивости своих рассказов.

Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу­гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

Можно сделать вывод, что речевая ха­рактеристика помогает понять характер человека.

Вместе с одноклассником создайте диалог о своем отношении к последней прочитанной вами книге. Пусть остальные ученики послушают вас и да­дут на его основании вашу речевую характеристику.

Для обсуждения можно использовать произведение, которое вы читали на уро­ках и хотите еще раз обсудить. Например, возможен разговор о том, как было вос­принято появление «Хоббита» да еще и в связи с целым циклом киноэпопей о Властелине Колец. Можно поспорить о книге, по которой создан фильм, например о «Гарри Поттере».

Оценить речь говорящего, то есть дать речевую характеристику, можно, ответив на вопросы.

Как звучит речь?

Удачен ли подбор слов для реплик?

Умело ли построены фразы?

Насколько богат словарь?

Насколько свободно участник беседы владеет тем текстом, о котором спорит

Дайте речевую характеристику одного из литературных героев.

Речевая характеристика литературного героя интересна тогда, когда она помога­ет понять этого героя, его характер, по­ступки.

Так, речевая характеристика Тома Сой­ера должна показать, что он хорошо вла­дел словом и был фантазером. Том был многословен и всегда готов говорить о сво­их выдумках и замыслах. Он плохо умел слушать своих собеседников и поэтому часто попадал впросак. При этом можно поискать и любимые слова героя и опреде­лить, как он строит свои предложения.

Так, Том иногда перебивал сам себя и не всегда дослушивал своих собеседников.

Как же говорил Гек Финн? В его речи были ошибки, она не была связной и плавной. Он знал не так много слов, как Том.

Но речь Гека была точной и никогда не отвлекала его от главного — того, о чем он начал говорить.

Можно создать и речевую характерис­тику Маши, используя дневник, который создала девочка. Именно в дневнике она сохранила некоторые разговорные фра­зы, поэтому ее письменная речь помогает понять, какой была речь устная.

Вспомните правила о том, как нужно слу­шать и как говорить. Вы читали их в учебнике-хрес­томатии для 5 класса. По какой причине сначала напечатана памятка о том, как нужно слушать, и только потом о том, как нужно говорить?

Как вы объясните такую последовательность?

Памятка для слушающего

1. Внимательно слушайте того, кто с ва­ми говорит. Стремитесь понять собесед­ника.

2. Пытайтесь понять намерения собе­седника, догадаться, зачем он это гово­рит.

3. Если вам неясен смысл речи, не спе­шите с выводами, не торопитесь утверж­дать, что все сказанное — чепуха: так по­ступает только очень невнимательный че­ловек.

Памятка для говорящего

Эти правила так важны, что многие из них закрепились в пословицах, которые помогают организовать нашу речь.

1. Будьте осторожны со словом. «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь».

2. Прежде чем говорить, подумайте. «Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь».

3. Правильно оценивайте собеседника. Беседа с другом и с учителем по-разному построена и по-разному звучит.

4. Не говорите о том, что всем давно и хорошо известно.

5. Не будьте многословными. «Речь хо­роша, когда коротка».

6. Следите за тем, как вы ведете себя при разговоре.

Предлагаем вам «Памятку для читаю­щего», включающую вопросы, на которые нужно ответить, чтобы оценить себя как читателя.

Памятка для читающего

1. Каждый читатель знает, что он чита­ет, зачем читает и как читает.

2. Учебник помогает выбрать автора и произведение. Он помогает вам решить вопрос, что читать. В нем собраны лучшие произведения, созданные замечательны­ми писателями.

3. Вы, конечно, хорошо знаете, зачем читаете. Вы давно поняли, что всегда по­лезно и интересно встретиться с хороши­ми книгами: они — ваши лучшие друзья, советчики и помощники. Чтение даже те­перь, когда есть телевизор и компьютер, увлекательно для человека любого возраста.

4. Как можно читать?

Можно читать бегло, чтобы только оз­накомиться с текстом. Так все обычно чи­тают газеты.

Умеете ли вы читать бегло? Да. Нет.

Можно читать неторопливо, вдумчиво: с чувством, с толком, с расстановкой. Так мы читаем книгу, которая нам понрави­лась.

Умеете ли вы читать неторопливо, вдумчиво? Да. Нет.

Иногда книгу, которая нам понрави­лась, мы не раз и не два перечитываем.

Часто ли вы перечитываете хорошую книгу? Часто. Редко.

Иногда. Никог­да.

И при беглом, и при внимательном, и при повторном чтении мы — активные читатели, которые решают, как им нужно читать в каждом случае.

Читать и понимать мысли и чувства того, кто для вас создал книгу, — вот задача каждого читателя.




Какой герой рассказа «Муму» отличался многословием?