Какой предстает «русская долюшка женская» в изображении Н. А. Некрасова?

Ключи от счатья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны у Бога самого

Н. А. Некрасов

О судьбе русского народа, а точнее о «русской долюшке женской», говорили многие русские классики. Еще в «Слове о полку Игореве» встречается читателю образ Ярославны — древнерусской женины, полной скорби и тоски по мужу ее, Игорю. Она обращается к силам природы с просьбой спасти не только ее мужа, но и всю его дружину, все войско.

Таким образом, уже в XII веке автор «Слова о полку Игореве» подмечает типичную черту

характера русской женины — самоотверженность.

Позднее А. С. Пушкин создал образ Татьяны, которая была «русская душою», что не раз отмечал сам автор. Выделяя ее цельную натуру, Пушкин говорит о всех женщинах, об их качествах, собранных в едином образе Татьяны: любящая, страстная, глубокая.

Однако никто не смог нарисовать такой яркий и цельный образ простой женщины-крестьянки, как Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» — так начинает строфу поэт, показывая читателю прекрасных русских крестьянок «со взглядом цариц». В поэме «Мороз красный нос» Некрасов уделяет пристальное внимание

именно женщинам, их участи, их проблемам и обязанностям.

«И голод и холод выносит

Всегда терпелива, ровна…»

Некрасов с теплотой говорит о трудной жизни своих героинь, на чью долю приходятся и страдания, и печали. Однако жизненные испытания не могут сломить дух женин, лишь закалить его, делая представительниц женского пола немного мужественнее, но нисколько не убавляя их внешней и внутренней красоты.

Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — типичная русская женина. Радостной ее жизнь была только в детстве, потому что была «хорошая непьющая семья». Однако даже в этой семье ей приходилось трудиться «по пятому годку». «Тяжелая, полная невзгод жизнь крестьянки не сломила ее волю, не принизила характера русской женщины… — говорит о ней журналист и писатель А. Зерганинов, — В ее душе таятся сокровища доброты и благородства».

Но не только о крестьянской девушке писал Некрасов. В драме «Дешевая прогулка» автор раскрывает нам горестную долю городской дамы, вынужденной продавать вещи из собственного дома, торгующейся за каждый гвоздик, как за самый ценный экспонат музея. Причина проста: вместе с проданными по дешевке вещами уходит «счастливое прошлое».

Торгуя приданым, женина продает свои мечты, свою прошлую жизнь и остается в окружении нищеты и пошлости.

«Жгучее беспокойство» Некрасова передается и на старух-крестьянок. Судьбе одинокой матери солдата, погибшего от произвола во время муштры, посвящено стихотворение «Орина, мать солдатская». Рассказывая о ее нелегкой жизни, автор не умаляет ее заслуг, но сопереживает ей, отнеся основную часть произведения самой Орине, а о причине гибели сына рассказывает лишь в самом конце, нарочно драматизируя это событие.

Таким образом, образ русской женщины в лирике Некрасова довольно ярок, животрепещущ. Не только о судьбе крестьянки, но и о городской девушке, и о старухе рассказывает нам автор. Наблюдения лирических героев настолько близки и понятны читателю, что «строчки стихотворений учатся сами собой» — рассказывали современники Некрасова.

Кроме того, даже поведав нам тяжкую жизнь каждой героини, автор подмечает, что это не заставило их опустить руки и безвольно сдаться. В русских женщинах есть внутренний духовный стержень, они сильны духом, а не телом.

«Лежит на ней дельности строгой

И внутренней силы печать»

И, как бы не велика была скорбь поэта, он твердо верит в ее будущее.




Какой предстает «русская долюшка женская» в изображении Н. А. Некрасова?