Какова роль эпилога по роману Преступление и наказание

В «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевский сделал сильнейший акцент на эпилоге. Казалось бы, события «физического» плана, как и сама кульминация, миновали и все расставлено по местам, но лишь в завершающем аккорде произведение достигает подлинного духовного пика.

После двойного убийства раздираемый противоречиями Раскольников все-таки признается в убийстве и получает заслуженную кару.

Но, выясняется, что он не раскаялся в содеянном грехе, лишь возненавидел собственную слабость из-за невозможности преодолеть душевные

муки. И тут с убийцей начинают происходить необъяснимые для человеческого понимания вещи, заставляющие задуматься: другие осужденные проникаются к сокамернику беспричинной неприязнью. Они даже толком не общались с ним, чтобы настолько невзлюбить товарища по несчастью!

Но эти же люди с благоговением смотрят на Соню, навещающую Раскольникова, хотя совершенно не знают ее. Доходит до того, что каторжане с криком: «Безбожник!» нападают на бывшего студента. Лишь вмешательство охранника спасает его от неминуемой расправы.

Чем объяснить все это?

Герой еще далек от постижения истины, но подсказку дает сон об

эпидемии, погубившей человечество. Будто появившиеся микроскопические трихины при попадании в организм делают людей бесноватыми. При этом «…никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».

При пробуждении Раскольников душой чувствует, почему его бессознательно возненавидели другие заключенные — он болен этой заразой, имя которой — гордыня, безверие, нелюбовь и презрение к людям.

В очередной раз при встрече с Соней Мармеладовой душа Родиона наконец-то просыпается. Он словно прозревает, глаза полнятся слезами и какая-то неизъяснимая, чарующая боль заставляет его кинуться Соне в ноги, искренние рыдания очищают его сердце. Именно эта сцена является кульминационной.

В ней происходит торжество пресвятой веры, любви, истинного раскаяния, дающего надежду на спасении грешной души.

В эпилоге как бы между строк звучат светлые жизнеутверждающие аккорды, которые знаменуют духовное возрождение Раскольникова. Описанием переломного для внутреннего мира героя момента Достоевский показывает, что в каждом сердце живет Божественная искра. Для духовного возрождения и прощения необходимы лишь раскаяние и «поворот» к людям, к миру, к Богу.




Какова роль эпилога по роману Преступление и наказание