Какова роль образа Чичикова в поэме «Мертвые души»?

Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мертвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через все произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание «Мертвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни.

Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о прошлом, настоящем и будущем

России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни. Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие прошлое России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т. д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман. Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей, Гоголь называет его «хозяин» . Герой с детства запомнил завет отца — «копить копейку», которая «не выдаст, в какой бы беде ни был» . Однако отец умел только давать мудрые советы — Чичиков
получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами, Павел Иванович должен был сам устраиваться в жизни, не стесняясь в средствах, как и советовал ему отец.

Гоголь подробно рас-сказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов. В школе он был на отличном счету, так как демонстрировал кроткое поведение и лакейскую почтительность к учителям. Но угодливость подхалима не имеет ничего общего с уважением. Это понял учитель, которому любимый ученик Павлуша не пожелал помочь, когда бедный старик умирал с голода.

Чичиков обманул своего первого начальника: ловко разыграл роль влюбленного в его дочь, чтобы получить очередной чин. Служа по различным ведомствам, Павел Иванович всегда пользовался своим служебным положением, то есть брал взятки или просто воровал казенные средства. Стремление приобрести «копейку» превратилось в жажду богатства, чтобы «жизнь была во всех довольствах» . В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова — прекраснодушие, у Коробочки — тупость, у Ноздрева — бесшабашность и т. д. У Чичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная приспособляемость, изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта — несгибаемая целеустремленность. Несчастья преследуют его: афера с казенным зданием принесла ему немалый доход, но все рухнуло из-за нового начальника, «врага неправды»; болтливость коллеги по таможне пресекла успешную деятельность по пропуску контрабанды через границу. Но, благодаря своей целеустремленности, Чичиков после очередного «карьерного крушения» встает на ноги, в то время как его подельники или спиваются, или стреляются, или безвозвратно опускаются «на дно».

Афера с мертвыми душами лучше всего демонстрирует непотопляемость Чичикова. Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчетливая и хищная натура.

Приспособляемость свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, о твердости и устойчивости. В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нем молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчетливого человека, как Чичиков: «Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово «поэт» будет уж слишком.

По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» . На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему.

Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость. Вместе с позой, которая вытесняется искренним чувством, исчезает и вся его привлекательность, зато выходит наружу прозаическая сущность. Гоголь посчитал необходимым открыто выразить свое отношение к Чичикову. Этому посвящено большое авторское отступление в одиннадцатой главе, большое, так как автор пытается объяснить сложность и неоднозначность характера героя.

Первое, что приходит на ум о Чичикове, — это мысль, что он герой бесчестный, способный на любую низость, то есть «подлец». Но автор вдруг начинает защищать своего героя: «Мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него. И в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека пред мудростью небес» . Иными словами, это намек-признание в том, что именно Чичикова автор выбирает для духовного воскресения в следующих томах «Мертвых душ»: ведь чичиковский эгоизм проявляется нетолько в презрении к окружающему миру, но и в желании хозяйничать в нем, то есть у Чичикова есть хоть какой-то серьезный жизненный интерес в отличие от помещиков и чиновников. Замысел Гоголя в том и состоял, чтобы найти не столько «живую душу», сколько живое в мертвой душе.

Недаром писатель признавался: «у меня предметом был всегда человек и душа человека». Подводя итог, отметим, что образ Чичикова играет в поэме две важные роли — композиционную и идейную. Поэма построена как цепь приключений Павла Ивановича, но при этом «Мертвые души» нельзя назвать авантюрным романом, ибо в своем произведении Гоголь изобразил «всю Русь», а не только хитроумные похождения героя-плуга. Характер Чичикова является сатирическим, так как внешне привлекательный образ героя разительно отличается от внутреннего, аморального облика.

Чичиков ничего не признает и ни во что не верит, кроме денег, в этом смысле он «герой своего времени» даже больше, чем Печорин. Появляясь в обществе под маской добродетели, он в душе смеется над добротой и порядочностью. Выставляя напоказ свою благожелательность к людям, он думает только о том, как бы повыгоднее использовать их расположение. Только в свои аферы он вкладывает всего себя, свое знание жизни и свои таланты. Гоголь хотел показать возрождение Чичикова, поэтому уже в первом томе придал ему черты, позволяющие сделать это в дальнейшем.

При сравнении героя с помещиками проясняются даже привлекательные черты его характера. Ему чужда пустая мечтательность Манилова, он не останавливается на придумывании заманчивых проектов, а настойчиво добивается их реального воплощения. Чичиков не похож на примитивную скопидомку Коробочку, но и далек от такого безоглядного прожигателя жизни, как Ноздрев.

От Собакевича главный герой выгодно отличается тем, что, кроме практической сметки, у него есть обходительность и умение расположить к себе людей, то есть живость характера. Одновременно Чичикова и помещиков сближает главное: все они хотят устраиваться в жизни, а не устраивать ее. Энергия и целеустремленность Чичикова порождены жаждой обогащения, а должны были быть направлены, по мнению автора, на достойные дела.

Ради высокой духовной цели Гоголь задумал показать перерождение Чичикова во втором и третьем томе поэмы, но потерпел неудачу.




Какова роль образа Чичикова в поэме «Мертвые души»?