Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?

Репетилов появляется в пьесе последним: он приезжает на бал к Фамусову как раз тогда, когда все гости уже разъезжаются по домам. Выйдя на сцену, он говорит почти без умолку и за двадцать минут успевает рассказать историю своей жизни, описать свои нынешние занятия, своих приятелей. Едва увидев Чацкого, Репетилов бросается к нему со словами: «Сердечный друг! Любезный друг!» . Впрочем, так же радостно он приветствует и Скалозуба, и других гостей, которые по очереди появляются в парадных сенях фамусовского дома.

Очень скоро становится ясно,

что Репетилов — пустой болтун и не может быть настоящим другом Чацкого, Репетилов по образу жизни и взглядам — один из представителей фамусовского общества. Сатирически изображая этого героя, Грибоедов использует те же самые приемы, что он применял при описании других действующих лиц пьесы. Репетилов сам себе дает яркую характеристику: «Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак» . Далее он откровенничает, рассказывая о своей жизни, и тем самым разоблачает сам себя: он, как и все вокруг, мечтал о карьере, но вместо того, чтобы честно служить, выбрал более легкий путь — задумал породниться с большим человеком, почти
министром.

Здесь он преуспел — женился на дочери важного чиновника, но тесть, боясь упреков и семейственности, не стал помогать Репетилову в карьерном росте. Этот поворот в своей жизни сам Репетилов описывает следующим образом: И я в чины бы лез, да неудачи встретил, Как, может быть, никто и никогда. И отставке Репетилов живет так же привольно, как и Фамусов, правда, отдается развлечениям с большей страстью, что соответствует возрасту и неуемной энергии этого героя: Сам бредил целый век обедом или балом! Об детях забывал!

Обманывал жену! Играл! проигрывал! в опеку взят указом. Танцовщицу держал! и не одну: Трех разом!

Пил мертвую! не спал ночей по девяти! Итак, первая функция образа Репетилова ясна: он — неотъемлемая часть фамусовского общества. Однако в пьесе уже были показаны самые разнообразные представители фамусовской Москвы, поэтому появление на сцене пустого прожигателя жизни Репетилова не добавляет ничего нового к портрету фамусовского общества. Чтобы не стать простым повторением других героев, Репетилов должен продемонстрировать не только типичные черты представителя фамусовского общества, но и индивидуальные: показное свободомыслие и пустое фразерство.

Так возникает вторая функция образа Репетилова — доказать, что громогласные выступления представителей фамусовского общества против современных порядков не что иное, как игра в либерализм. Знаменитая фраза Репетилова: «Шумим, братец, шумим» , — вполне перекликается со словами Фамусова о московских старичках, которые любят покритиковать правительство для вида, то есть так, чтобы ничего не менялось: А наши старички?? — Как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово — приговор, — Ведь столбовые все, в ус никого не дуют; И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их…беда! Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, Спаси нас Боже! Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ник чему, Поспорят, пошумят и… разойдутся.

Если Фамусов рассказывает о заседаниях московских либералов в общих чертах, то Репетилов, являясь как раз этим самым московским болтуном — либералом, подробно описывает собрания, в которых сам принимает участие. «Секретнейший союз» устраивает «тайные сходки» по четвергам в Английском клубе, известном всей Москве. Члены «союза» под стать Репетилову: англоман князь Григорий веселит соратников шутками, Евдоким Воркулов поет, братья Лев и Борис ничего не делают, Удушьев пишет статьи «Отрывок», «Нечто» для журналов, а предводитель всей этой компании вдохновенно говорит о честности. Все эти достойные господа любят обсуждать и другие «важные материи», например: деятельность палаты народных депутатов, достоинства и недостатки суда присяжных, вольнолюбивое творчество Дж. Г. Байрона, а в перерывах между подобными дебатами, когда их посещает вдохновение, сочиняют водевили: Репетилов «невзначай родит каламбур», другие подхватят И вместе, глядь, водевильчик слепят, Другие шестеро на музыку кладут, Другие хлопают, когда его дают. Более ядовитую карикатуру на официальных либералов трудно нарисовать! Третья, наверное самая важная, функция образа Репетилова состоит в том, что он является своеобразным «кривым зеркалом» главного героя комедии — Чацкого.

Человек, который смотрится в кривое зеркало, видит карикатуру на себя: черты его лица и фигуры в кривом отражении искажаются, уменьшаются, искривляются. Этот эффект используется и в художественной литературе: рядом с главным героем помещается второстепенный, который оттеняет некоторые черты характера главного. Чацкий в сравнении с Репетиловым выглядит серьезным человеком, его убеждения — глубокими и продуманными.

А Репетилов не имеет собственных убеждений и легко повторяет чужие мысли. Как и другие персонажи пьесы, он получает «говорящую» фамилию, образованную от латинского глагола repetere, что значит «повторять». Репетилов болтает, бездумно перескакивая с одной темы на другую. Например, он беспощадно ругает себя: Ругай меня, я сам кляну свое рожденье, Когда подумаю, как время убивал! «Убивать время» — это устойчивый оборот, который значит «заниматься каким-нибудь бесполезным, случайным делом».

Мысль Репетилова цепляется за слово «время», и в следующей фразе он спрашивает Чацкого уже о конкретном времени: «Скажи, который час?». Точное время понадобилось ему потому, что он вдруг придумал съездить вместе с Чацким в клуб на заседание «секретнейшего союза». Но до того, как предложить Чацкому эту поездку, он вскользь упомянул о какой-то книге, вспомнил свой прежний разгульный образ жизни и под конец расписал свое нынешнее житье-бытье — деятельность в «секретнейшем союзе».

Однако образ Репетилова подчеркивает не только сильные, но и слабые черты характера Чацкого: ведь Грибоедов в комедии высмеивает как представителей фамусовского общества, так и главного героя, сближая его с пустомелей Репетиловым. Оба сходным образом появляются на сцене. Чацкий вбегает к Софье со словами: Чуть свет — уж на ногах!

И я у ваших ног. , А Репетилов, будучи, видимо, слегка навеселе, буквально падает «со всех ног» в сенях фамусовского дома. Фамусов говорит Скалозубу, рекомендуя Чацкого: …славно пишет, переводит.

Правда, больше об этих интеллектуальных занятиях главного героя никто не вспомнит: то ли представители фамусовского общества не знают о них, то ли не считают серьезными. Репетилов тоже пишет-сочиняет вместе с приятелями по Английскому клубу… водевили. Оба героя чрезвычайно болтливы. Активное желание Чацкого обязательно высказаться по всем важным и неважным вопросам перед Фамусовым или перед гостями на балу непростительно, по мнению Пушкина, и смешно. Думается, что драматург не случайно сближает высказывания Чацкого и Репетилова.

Например, они оба ругают балы как пустое времяпрепровождение. «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два» , — пренебрежительно говорит Чацкий. И Репетилов повторяет практически ту же мысль: Что бал? братец, где мы всю ночь до бела дня, В приличьях скованы, не вырвемся из ига…

При этом оба ездят на балы. Еще пример сближения — оба снисходительно смотрят на собственные неудачи по службе. «Чины людьми даются, А люди могут обмануться» , — заявляет Чацкий, а Репетилов вторит ему: «Тьфу! служба и чины, кресты — души мытарства» . Наконец, оба уезжают из дома Фамусова, произнеся очень похожие фразы. Никто из гостей, с которыми Репетилов столкнулся в сенях, не пожелал с ним поболтать, тогда он приказывает лакею: Куда теперь направить путь? А дело уж идет к рассвету.

Поди, сажай меня в карету, Вези куда-нибудь. Чацкий, оскорбленный клеветой фамусовского общества и поведением Софьи, тоже вспоминает о карете, чтобы уехать без оглядки куда-нибудь из Москвы. Подводя итог, следует подчеркнуть два важных момента, касающиеся образа Репетилова. Во-первых, этот образ вместе с другими действующими лицами комедии создает яркий портрет фамусовского общества, противостоящего вольнодумцу Чацкому. Характер Репетилова и вполне реалистичен, так как соединяет в себе множество разных черт, присущих человеку: Репетилов одновременно глуп, ветрен, доверчив, ленив, добродушен, болтлив и т. д..

То, что Грибоедову удалось создать такой сложный характер для эпизодического лица, говорит о высоком мастерстве драматурга. Это же отметил и Пушкин в своем отзыве о «Горе от ума». Во-вторых, в сравнении с Репетиловым более полно охарактеризован Чацкий. Репетилов становится как бы «кривым зеркалом», которое под конец пьесы драматург приберег для главного героя и через такой прием раскрыл свое отношение к нему, иными словами, драматург использует пародийное снижение образа Чацкого.

Болтовня Репетилова подчеркивает серьезность Чацкого, но в то же время эти два персонажа комедии похожи: Репетилов трещит без умолку обо всем на свете, а Чацкий высказывает свои передовые убеждения перед Фамусовым, Скалозубом и т. д. Понятно, что умную проповедь главного героя в доме Фамусова никто не услышит. Тогда зачем все эти вдохновенные монологи?




Какова роль образа Репетилова в комедии «Горе от ума»?