Какова творческая история романа Тургенева «Отцы и дети»?
Какова творческая история романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
Творческая история романа И. С. Тургенева знает три основные его редакции. Первая редакция создавалась с сентября 1860 г., когда авторский замысел получил форму плана, разработанного «до мельчайших подробностей», до лета 1861 г., отмеченного завершением работы и написанием «блаженного последнего слова».
Тургенев придает своему новому произведению особенное значение: ведь он впервые выводит на историческую сцену «русского Инсарова».
Вторая редакция
С сентября 1861 по январь 1862 г. Тургенев вынужден заниматься «перепахиванием» своей книги и идти на определенные уступки настойчивому издателю. Письмо автора Достоевскому полно предчувствия
Предвидение Тургенева оправдывается; его критикуют и справа, и слева. Правка рукописи под прессом Каткова резко снижает положительную характеристику Базарова, и автор позже будет выражать глубокое сожаление, что не протестовал против «урезываний» текста. Писатель с изумлением рассматривает свое детище, появившееся в журнале. Единственным утешением оказываются для него отзывы А. Н.
Майкова и Ф. М. Достоевского, которые, по словам Тургенева, гладят его по головке и говорят ему: «Хорошо, братец, ставим тебе 4».
Третья редакция возникла в ту пору, когда с февраля по сентябрь 1862 г. писатель готовил отдельное издание романа и высвободился из тисков Каткова. Он пытается восстановить прежний текст, снимает штрихи, порочащие Базарова, усиливает критику «отцов». Серьезным новшеством становится посвящение романа памяти Белинского: это был важный ответ друзьям и недругам, указание на демократическую направленность романа, свидетельство о раздумьях автора о людях типа Белинского, отдельные черты которых отразились в образе центрального героя. Снимает Тургенев и эпиграф к роману, содержавшийся в рукописи и представлявший собою диалог «молодого человека» и «человека средних лет», ибо этот спор о содержании и силе отцов и детей казался слишком прямолинейной и не вполне точной их характеристикой. В письме к А. И.
Герцену, объясняя свой замысел, Тургенев писал: «…при сочинении Базарова я не только не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга» Еще бы он не подавил собою «человека с душистыми усами» и других! Это — торжество демократизма над аристократией. я не чувствую себя виновным перед Базаровым, сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно…'». Признания эти многое объясняют в творческих намерениях автора.
Какова творческая история романа Тургенева «Отцы и дети»?