Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?

Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?

Первая книга стихотворений Анны Ахматовой «Вечер» вышла в свет в марте 1912 г. в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экз. Предисловие к ней написал поэт М. А. Кузмин. Фронтиспис рабо­ты художника Е. Е.

Лансере, заставки А. Я. Белобородова. В книгу вошли 46 стихотворений, написанных, в основном, в 1910-1911 гг., 14 из них были в 1911 г. опубликованы в журналах.

Творческая история подготовки Ахматовой своего первого поэтического сбор­ника может быть восстановлена в общих чертах

благодаря ее позд­ним автобиографическим записям, а также путем изучения немно­гих сохранившихся автографов стихотворений, вошедших в книгу «Вечер».

В 1950-е гг. Ахматова вспоминала, что стихи она начала пи­сать в 11 лет; писала их «с довольно большими перерывами» в годы учебы в Царскосельской гимназии, в Киевской Фундуклеевской гимназии и на Киевских высших женских курсах. Однако вплоть до зимы 1910/11 гг. качество стихов, по ее словам, «было столь плачевным, что даже влюбленный без памяти Гумилев не был в силах их хвалить». «Затем, — вспоминает Ахматова, — случилось следующее: я прочла корректуру

«Кипарисового ларца» и что-то поняла в по­эзии». «Когда 25 марта 1911 г. Гумилев вернулся из Адисс-Абебы и я прочла ему то, что впоследствии стало называться «Вечер», он сразу сказал: «Ты — поэт, надо делать книгу»».

Состав первого сборника стихотворений Ахматовой явился результатом очень строгого отбора. С юношеских лет она, тогда еще Анна Горенко, записывала в специальные тетради тексты сочи­ненных ею стихотворений, «с неизвестной целью ставя над ними номера». «Как курьез могу сообщить, — писала она полвека спу­стя, — что, судя по сохранившейся рукописи, «Песня последней встречи» — мое двухсотое стихотворение». Эти тетради не дошли до нас.

В конце 1940-х гг. Ахматова их сожгла. Однако перед унич­тожением она вырвала по нескольку листков из разных тетрадей и сохранила их в своем архиве.

Судя по номерам сохранившихся тек­стов, с Декабря 1910 по сентябрь 1911 г. ею было написано около 80 стихот­ворений: в «Вечер» включено из них не более 35.

Книга «Вечер» была встречена одобрительными отзывами в пе­чати и очень быстро разошлась. Однако впоследствии Ахматова никог­да полностью не переиздавала стихи из этой книги. Избранные «Стихи» из книги «Вечер» вошли отдельным разделом в ее следую­щую книгу «Четки» . В свой последний прижизненный сбор­ник «Бег времени» Ахматова включила 24 стихотворения из первоначального состава книги «Вечер».

Вместе с тем в «Беге времени» книга «Вечер» открывается семью стихотворениями, ко­торых не было в издании 1912 г. Их творческая история довольно сложна. До середины 1940-х годов ни одно из них не было известно. В рабочих тетрадях 1956-1960 гг. содержатся черновые автографы некоторых из этих стихотворений с авторскими датами «1909» и «1910». По-видимому, много десятилетий спустя Ахматова вспоми­нала свои ранние, прежде не публиковавшиеся стихи и, занося их в рабочие тетради, продолжала работу над ними, изменяя отдель­ные слова и целые строки. Некоторые из таких «припомненных» стихотворений она в послевоенные годы опубликовала в журналах, включила в свои сборники 1958 и 1961 гг., а затем и в «Бег време­ни».

Как видно из планов изданий, сохранившихся в рабочих те­традях 1959-1961 гг., Ахматова намеревалась объединить эти сти­хотворения в отдельный раздел или цикл «Предвечерие. Из первой тетради», предшествующей «Вечеру», однако в сборни­ке «Бег времени» этот замысел не был реализован, и этими стихами открывается книга «Вечер».

Вторая книга стихотворений — «Четки», появившаяся два года спустя после «Вечера», принесла Ахматовой всероссийскую известность и определила ее место в первых рядах современной русской поэзии. Первое издание «Четок» вышло весной 1914 г. в издательстве «Гиперборей» немалым для того времени тира­жом 1000 экз.; до 1923 г. «Четки» переиздавались еще 8 раз с не­которыми изменениями в составе и расположении стихотворений. Стихи из «Четок» многократно перепечатывались в прижизнен­ных и посмертных изданиях избранных произведений Ахматовой. Многие из них переведены на иностранные языки и прочно вошли в золотой фонд мировой лирической поэзии.

Из многочисленных отзывов печати Ахматова счи­тала наиболее глубокой и проницательной статью критика и поэта Н. В. Недоброво, усмотревшего в поэ­зии «Четок» «лирическую душу скорее жесткую, чем слишком мяг­кую, скорее жестокую, чем слезливую, и уж явно господствующую, а не угнетенную».

Третья книга стихотворений Ахматовой — «Белая стая» — вы­шла в свет в сентябре 1917 г. в издательстве «Гиперборей» тиражом 2000 экз. В нее вошли 83 стихотворения и поэма «У самого моря». Большинство стихотворений ранее было опубликовано в журна­лах и альманахах.

В 1918-1923 гг. вышли еще 3 издания «Белой стаи», несколько отличающиеся от первого издания по составу и расположению стихотворений. По условиям военного и револю­ционного времени в печати появилось сравнительно немного от­кликов на книгу, но читательский успех ее был не меньшим, чем у «Четок». Внимательные читатели и позднейшие критики отмети­ли усиление классического, пушкинского начала в поэзии «Белой стаи», стремление Ахматовой подняться над мимолетным и по­вседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этиче­ским обобщениям.

Расширился диапазон ее любовной лирики: на­ряду со стихами о неразделенной и утраченной любви, особенно характерными для «Вечера» и «Четок», зазвучали ликующие стро­ки о любви всепобеждающей, исцеляющей, наполняющей жизнь смыслом и светом. В стихах Ахматовой по-новому раскрывались темы Родины и войны, памяти и совести. Раньше и глубже других это почувствовал поэт О. Э.

Мандельштам. В статье 1916 г., остав­шейся в то время неопубликованной, он писал, что «для Ахматовой настала иная пора… В настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Четвертая книга стихотворений Ахматовой — «Подорожник» — вышла в свет в апреле 1921г. в издательстве «Петрополис» ти­ражом 1000 экз., обложка работы М. В. Добужинского. Книга со­держит 38 стихотворений. «Подорожник» был дважды переиздан в 1922 и 1923 гг. в качестве отдельного раздела в следующей книге стихов Ахматовой — «Anno Domini».

В ноябре 1921 г. в издательстве «Петрополис» вышла в свет пя­тая книга стихотворений Ахматовой — «Anno Domini МСМХХI» , Книга состояла из трех разделов. Первый, озаглавленный так же, как вся книга, включал стихи, на­писанные в 1921 г.; второй — «Голос памяти» — содержал также более ранние стихотворения; третий представлял собой перепечат­ку книги «Подорожник». Год спустя вышло второе, дополненное издание книги под заглавием «Anno Domini» , Из-за переживаемых тогда Советской Россией типографских трудностей эта книга, как и многие другие, печаталась в Берлине.

Второе издание было допол­нено первым разделом, озаглавленным «Новые стихи», три после­дующие раздела перепечатаны из первого издания без изменений. Подготавливая сборник «Бег времени», Ахматова дополнительно включила в книгу «Anno Domini» ряд стихотворений разного вре­мени, ранее не печатавшихся.

Шестая книга стихотворений Ахматовой готовилась к печати накануне Великой Отечественной войны и должна была включать стихотворения, написанные за 17 лет, прошедшие после выхода книги «Anno Domini». Эти годы были трудными в жизни и творче­стве Ахматовой. После творческого подъема 1921-1922 гг. наступил длительный спад.

За 12 лет ею было написано не более 20 стихотворений. В печати в этот период почти не появилось ни ее новых, ни старых стихов. Ахматова в эти годы занималась изуче­нием творчества Пушкина, архитектурой Петербурга, переводами. Новый творческий подъем начался с середины 1930-х гг. В 1940 г. был издан сборник избранных стихотворений Ахматовой «Из ше­сти книг».

В нем шестая книга называлась «Ива» и открывалась стихотворением того же названия.

Подготовку седьмой книги стихотворений Ахматова нача­ла в годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации, в Ташкенте. По первоначальному замыслу книга должна была на­зываться «Нечет». Позднее это название получил один из разделов «Седьмой книги».

В начале 60-х гг. Ахматова намеревалась оза­главить новую книгу «Бег времени», однако в дальнейшем это на­звание было ею дано сборнику избранных стихотворений, вышед­шему в 1965 г. и включающему стихи из всех семи книг. «Седьмая книга» составила в нем последний раздел. В архиве Ахматовой сохранилось несколько планов «Седьмой книги» 50-х — начала 60-х гг. с различным расположением включенных в нее стихотво­рений и циклов.

В окончательном виде состав и сложная структура «Седьмой книги» оформились в «Беге времени».




Какова творческая судьба основных сборников стихов А. Ахматовой?