«Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова»

Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих.

У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается.

Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди.

Писатель осуждает безразличие

и невнимательность к нуждам таких героев.

В своих юмористических рассказах писатель представляет других персонажей. В рассказе «Злоумышленники» маленькие люди — необразованные, дремучие. Они живут в грязи и невежестве. Другой тип маленького человека — Беликов из рассказа «Человек в футляре». Он своими страхами «как бы чего не вышло», комплексами третирует весь город.

Окружающие, воспитанные люди, всеми силами пытаются ему помочь. Своей глупостью, мелочностью, пугливостью человек в футляре сам себя доводит до смерти. В этом произведении повествование ведется на фоне прекрасного сельского

пейзажа.

Это описание противопоставляется атмосфере, в которой жили Беликов и его окружение.

Похож на него и герой рассказа «Смерть чиновника», чихнувший на высокопоставленное лицо. А. П. Чехов остро высмеивает в своих героях холопство и самоуничижение. Так, в рассказе «Толстый и тонкий» именно приятель, который многого добился в жизни, оказывается добродушным и симпатичным.

А маленький человек, тонкий — завистливым, лицемерным. Он вызывает у читателя отвращение.

Писатель использует юмор и сатиру в описании таких маленьких людей. Одни только фамилии: Запойкин, Невыразимов, Мымрина, Докунин, Очумелов — ярко характеризуют персонажей. Они зачастую по своей вине попадают в комичные ситуации.

Есть в произведениях Чехова и другие герои. То, что кажется маленьким — оказывается значимым и настоящим. Так, доктора Дымова писатель называет » чужим, лишним и маленьким». Он так выглядит в аристократической компании своей жены Ольги.

Доктор препарирует трупы, занимается наукой. А приятели Ольги — поклонники знаменитых людей. Этот контраст усиливает и драматическая развязка сюжета.

Смерть доктора подчеркивает значимость этого персонажа и ничтожность суетливого окружения Ольги. Маленькими людьми оказываются те, кто считал себя высшим обществом.

Эволюция образа маленького человека в произведениях А. П. Чехова заключается в том, что выбор стать ничтожным герой делает сам. Писатель осуждает своих героев за отсутствие человеческого достоинства, преклонение перед вышестоящими по социальному положению людьми. Человек маленький только перед Богом, природой и красотой.




«Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова»