Островский создал образы персонажей, характеры которых отличаются своей масштабностью и цельностью. У него получалось акцентировать внимание читателя на их достоинствах или пороках. В особенности это касается богатой калиновской купчихи — героини пьесы «Гроза» по имени Марфа Игнатьевна. Будучи ханжой, Кабанова, делает все дела «под видом благочестия».
Она набожна внешне, хотя, по мнению Кулигина, «нищих оделяет» Кабаниха, и «…домашних заела совсем».
В качестве главного объекта тирании героини выступает ее сын Тихон. Пребывая во взрослом возрасте, и в статусе женатого человека, он находится полностью во власти матери, боясь ей перечить и выражать собственное мнение. Кабаниха руководствуется собственными рассуждениями и считает, что муж должен вселять страх в свою жену. Она не представляет ситуации, при которой отношения между супругами могут быть иными — излучать теплоту, нежность и строиться на взаимном уважении.
Жена Тихона Катерина считается женщиной нравственно чистой, по этой причине проснувшееся с ее стороны чувство в адрес Бориса ею воспринимается, как грех — страшный и несмываемый. Она замужняя, в церкви венчанная женщина, расценивает любовь к другому человеку, как нарушение христианской морали. Для нее святыми понятиями являются верность и семейные ценности.
Почему же Катерина совершила греховный поступок, ответив на романтические порывы Бориса взаимностью? Из-за господства в доме Кабанихи мрачной и тягостной атмосферы, невыносимой для пребывания Катерины, не осознающей стремления к избавлению от этой кабалы. С появлением Бориса, у которого судьба так же безрадостна, героиня подумала, что отыскала в нем отдушину.
Озадачиваешься невольно вопросом: неужели Катерина сумела бы устоять и не согрешить, не оступиться, если бы она чувствовала себя в доме, не ставшем родным для нее, хорошо. Любовь Катерины к Борису расценивается, как побег от непонимания, жестокости и произвола.
Катерина стала жертвой консерватизма Кабанихи, однако, трагедия случилась и по причине слабохарактерности, безволия и никчемности ее мужа, который стал таким из-за деспотизма Кабанихи.
Дайджест:
- Типичность образов: Дикой и Кабаниха в пьесе «Гроза»Осень 1859 года. Премьера в Московском Малом театре. Великие актеры играют пьесу великого драматурга. Об этом произведении будут написаны трактаты, в полемике о нем сойдутся Н. Добролюбов и А. Григорьев. Эта пьеса пройдет по многим сценам мира, но все это будет позже, а пока Малый театр впервые ставит новую пьесу А. Н. Островского » Гроза ... Читать далее...
- Какую идейную нагрузку несут на себе финальные сцены по пьесе ГрозаОстровский был в числе первых русских писателей, показавших суровые реалии власти самодуров. Александр Николаевич изобразил жизнь дворянства с иной стороны, открыв подноготную мира, где главной ценностью считаются деньги. В пьесе «Гроза» автор показывает, как общество богачей подстраивает мир под себя, признает равными лишь обладающих властью и средствами. Все остальные переведены в разряд прислуги, обязанной блюсти ... Читать далее...
- Катерина и Варвара: «антиподы» или «подруги по несчастью»? по пьесе ГрозаСуществует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и пытаться приспособиться к окружающей ситуации. Героиню пьесы Островского «Гроза», Катерину, можно отнести к первому типу, а Варвару ко второму. Катерина — натура тонкая, творческая, мечтательная. Она очень чувствительна, у нее ... Читать далее...
- Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона Раскольникова?Центральным персонажем романа «Преступление и наказание» без сомнения является Родион Раскольников. Но каждый из окружающих студента героев оказывал на него определенное влияние. Пожалуй, самую существенную роль в судьбе Раскольникова сыграла Соня Мармеладова. Девушке из бедной семьи приходится торговать телом ради того, чтобы прокормить отца, мачеху и ее детей. Несмотря на унизительное ремесло, Соня обладает лучшими ... Читать далее...
- Какую роль в формировании духовного мира Григория сыграла семья Мелеховых? по роману Тихий ДонВ эпопее «Тихий Дон» М. А. Шолохов поднимает практически все вопросы, волновавшие человечество испокон веков. В центре сюжета — жизнь казаков в переломный для России момент истории. С начала романа автор знакомит читателя с Пантелеем Прокофьевичем, главой семейства Мелеховых. Трудолюбивый казак передал привязанность к родной земле и дому своим детям. Главный герой — Григорий искренне ... Читать далее...
- Какую роль в воспитании Лермонтова сыграла его бабушка Арсеньева?Какую роль в воспитании Лермонтова сыграла его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева? Как складывались отношения отца и сына Лермонтовых? Елизавета Алексеевна самозабвенно любила внука. Всю свою нерастраченную материнскую любовь она перенесла на него после ранней смерти от чахотки единственной дочери. Есть сведения, что буквально на другой день после смерти дочери она выплатила зятю 25 ООО рублей, ... Читать далее...
- В. А. Жуковский. Рыбак. Какую роль сыграла случайность в судьбе рыбака?1. Какую роль сыграла случайность в судьбе рыбака? Рыбак сидел над рекой, и только случайность привела таинственную красавицу из глубины вод на поверхность реки именно в том месте, где ее и увидел мечтательный наблюдатель. Так случай сыграл роковую роль в судьбе рыбака. 2. Попробуйте описать настроение героя баллады. В начале баллады мы видим задумчивого рыбака. ... Читать далее...
- Образ характер и характеристика Катерины Кабановой по пьесе ГрозаПьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси. Вообще, Островский считается настоящим ... Читать далее...
- Внутренний мир Катерины и Ларисы по пьесе ГрозаГероини пьес А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» являются олицетворением жертв своего времени, жертв нравственных устоев общества. Многие их поступки объясняются невозможностью сделать другой выбор в условиях в рамках их жизни, но так как это были обдуманные решения, значит, на действия девушек влиял их внутренний мир. Решив броситься с головой в омут, Катерина, прежде всего, ... Читать далее...
- Образ, характер и характеристика Кабанихи по пьесе ГрозаКабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова — центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Кабаниха — человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального ... Читать далее...
- «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, Как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят». Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «темное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть ... Читать далее...
- Драма «Гроза», изображение трагической стороны купеческого бытового укладаДобролюбов считает Катерину «решительным, цельным русским характером». Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев «темного царства». Детство и юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружала ласка, любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на ... Читать далее...
- Какие черты личности Катерины позволили Н. А. Добролюбову назвать ее «сильным характером»? по пьесе ГрозаНа неординарный образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обратил внимание своих современников Н. А. Добролюбов, восхищаясь ее русским сильным характером. В условиях домостроя и бесправного положения женщины в обществе Катерина, невзирая на самоубийство, выглядит сильной и бескомпромиссной натурой. Выйдя замуж за нелюбимого, по обычаям того времени, она поначалу как будто смиряется со своей ... Читать далее...
- Кто виноват в гибели Катерины? по пьесе ГрозаПьеса » Гроза » является вершиной творчества А. Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была » лучом света в темном царстве». Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно жить человек в » царстве деспотов и самодуров». Катерина противостоять этому ... Читать далее...
- «Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза»: Дикой и КабанихаСоздается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего остального мира высочайшим забором и живет какой-то особенной, замкнутой жизнью. Островский сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость, дикость нравов русского патриархального быта. Наверно, потому, что вся эта жизнь только и держится на привычных, устаревших законах, которые, очевидно, совершенно нелепы. «Темное царство» цепко держится за все старое, устоявшееся. ... Читать далее...
- В чем заключаются причины драмы Катерины Кабановой? по пьесе ГрозаНаписанная в канун отмены крепостничества «Гроза» по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини — Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и ... Читать далее...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных ... Читать далее...
- Катерина — «луч света» или распутная женщина? по пьесе ГрозаА. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы — конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, «темного царства» и светлого начала. В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность. В начале произведения показаны отношения купца Дикого и ... Читать далее...
- Кульминация по пьесе ГрозаКульминация — это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского «Гроза» таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой накала как общественного, так и ... Читать далее...
- Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке?Роман в стихах А. С. Пушкина » Евгений Онегин » — «энциклопедия русской жизни». Здесь дана полная картина России 20-х годов. Пушкин в этом своем произведении осуществил ведущую цель — показать молодого человека 10-20-х годов 19 века таким, каким его сформировала эпоха: человеком с «преждевременной старостью души». Главный герой романа — Евгений Онегин, человек, неспособный ... Читать далее...
- План сочинения — Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Трагический конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза» I. Вступление Трагический конфликт — противоречие, которое не может быть благополучно разрешено. II. Главная часть Трагизм конфликта пьесы «Гроза» связан в основном с образом Катерины. Можно выделить две стороны этого конфликта: внешнюю и внутреннюю: А) внешний конфликт. Он состоит в противоречии между свободолюбивой натурой Катерины и укладом ... Читать далее...
- Характеристика Кабановой с цитатами из текста по пьесе ГрозаКабанова Марфа — богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Мнение Марфы во многом определяет жизнь города. Уже по первым словам Кабанихи можно сказать, что она суровый и властный человек, настоящий тиран: «Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Кабанова недовольна своей семьей, особенно ... Читать далее...
- Роль ремарок в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Пьесу мы чаще видим, чем читаем. Читают ее со вниманием режиссеры и актеры. И вот для них значение небольших ремарок весьма важно, как важно и для нас, если мы не видели сценическую версию пьесы. Известно, что по мере развития драматургии менялась и роль ремарок. Например, если у Грибоедова они большей частью служили описанием действий, то ... Читать далее...
- Образ Катерины и трагедия совести по пьесе ГрозаВ своей драме «Гроза» А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки, которая не могла смириться с законами, которые были установлены в этом городе. Катерина — девушка, родившаяся в обычной семье, где ей представлялась свобода действий. Она воспитывалась в атмосфере любви и ... Читать далее...
- Каков исход столкновения земного и возвышенного по пьесе ГрозаВ пьесе «Гроза» заложены две основные мысли А. Н. Островского: мощное отрицание гнета «темного царства» и появление положительного начала. В любой драме изначально заложен конфликт — противоречие, развивающее сюжет. Он проявляется во всех событиях, в столкновениях страстей и характеров. Каков же главный конфликт «Грозы»? Противоречие между самодурством купечества и униженностью жителей Калинова нельзя характеризовать как ... Читать далее...
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» Гроза Островский А. НАвторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается ... Читать далее...
- Настоящий русский характер Катерины по пьесе ГрозаВсем известен великий русский писатель А. Н. Островский и его произведения. Он создал очень много прекрасных драм, одной из них являет » Гроза». Это произведение раскрывает различные стороны жизни, конфликты между людьми: противопоставление старого и нового поколения, темного царства людей и их подчиненных, бедности и богатства. На первый план выходит конфликт разума и души. Мы ... Читать далее...
- Роль эпизодических персонажей в пьесе А. Н. Островского «Гроза»Наверное, называть эти персонажи внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они появляются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, служат, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере городка, ... Читать далее...
- Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского «Гроза»1. Особенности творчества Островского. 2. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза». 3. Варвара, дочь Кабанихи. 4. Катерина, невестка Кабанихи. Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его ... Читать далее...
- Образ Катерины в пьесе «Гроза»План Детство Окружение Отношения с Борисом Пьеса Островского » Гроза » была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, ее отличает особенное восприятие ... Читать далее...
Какую роль сыграла Кабаниха в трагической развязке по пьесе Гроза