Какую роль в пьесе «На дне» играет история любви Васьки Пепла?

Очень часто сюжет драматургического произведения строится на любовной истории, так как в любви герои могут ярко и интересно проявить свои характеры, убеждения и т. п. Любовная сюжетная линия есть и в пьесе «На дне». Она строится на описании взаимоотношений Василия Пепла, Наташи, четы Костылевых. Экспозиция любовной сюжетной линии выясняется из разговора Пепла и Сатина в первом действии: у молодого, ловкого вора и хозяйки ночлежки в недавнем прошлом был роман, однако к началу действия Пепел уже разочаровался в своей любовнице. Он устал от

лютости и порочности Василисы, о чем говорит ей прямо: «Души в тебе нет, баба…

В женщине — душа должна быть… мы — звери… надо нас — приучать… а ты — к чему меня приучила?..» . Молодой парень тяготится своей жизнью, тянется к другой, честной и осмысленной, поэтому так заинтересованно будет слушать рассказы Луки о «золотой стране» Сибири. Вскоре после разговора Васьки и Сатина в подвале появляется Наташа, и по ласковому обращению с ней Васьки можно догадаться, что вот сейчас завязывается новая любовная история. Сцена объяснения в любви Пепла и Наташи, подслушанная Василисой, становится кульминацией

этой сюжетной линии. Кажется, все складывается удачно: Васька уговорил Наташу выйти за него замуж, а она согласилась, хотя и не очень любит его.

Сцена объяснения в любви заканчивается зловещей фразой Василисы: «Устрою я тебе свадебку» . Развязка следует практически сразу за кульминацией: за сценой Василиса калечит Наталью, обваривая ей ноги кипятком из самовара; на сцене Пепел в страшном возбуждении убивает Костылева. Так рушатся все мечты Васьки о счастье, так заканчивается любовная сюжетная линия пьесы. Но совершенно очевидно, что бытовая сюжетная линия не исчерпывает содержания горьковской драмы.

История любви Пепла и Наташи оттесняется на второй план социальным содержанием произведения. Трагическая история любви двух молодых героев важна в пьесе не только сама по себе, но и как иллюстрация к идее автора: уйти, подняться со «дна» жизни почти невозможно. Ограниченное значение бытовой сюжетной линии подчеркивается еще и тем, что в ней никак не участвует большинство героев пьесы.

Ночлежники предпочитают оставаться наблюдателями любовной драмы. Кроме того, после развязки бытовой сюжетной линии Горький пишет четвертое действие, где Пепел, Василиса и Наташа вообще не появляются. Ночлежники между делом упоминают только, что Пепел в тюрьме и судится с Василисой, а Наташа ушла из больницы куда глаза глядят. Главным в пьесе «На дне» становится не бытовое содержание, но социальное и философское. Уже само существование ночлежки Костылева, людей-отбросов есть горький упрек, предъявленный драматургом обществу.

Да, эти люди-отбросы сами во многом виноваты. Но ведь это люди! Гуманизм Горького заключается в том, что обитателей «дна» он изображает не как озверевших выродков, а как людей с умом, способных к духовным исканиям. Мечты Насти, Пепла, Актера, Клеща свидетельствуют о благородных душевных порывах героев. В пьесе Горького социальное обличение современной России закономерно связывается с философскими вопросами: что делать, чтобы облегчить или, может быть, даже изменить жизнь обитателей ночлежки; что для них важнее — утешение или правда?

И вот в подвале, похожем на пещеру, герои начинают размышлять над вопросами человеческого бытия. Социально-бытовая пьеса наполняется философским содержанием, которое становится главным в произведении. В споре о лжи-утешении и правде принимают участие буквально все герои. Именно этот спор становится основой сквозного сюжета пьесы, объединяющего и всех героев, и все частные сюжетные линии, к которым относится любовная история Васьки Пепла. Итак, если вспомнить историю русской драматургии, то можно отметить: пьесы, основанные на социально-философском конфликте, встречаются столь же часто, что и пьесы, построенные на любовном конфликте: к первым относятся комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Лес» А. Н. Островского, «Вишневый сад» А. П. Чехова и т. д. Драма М. Горького «На дне» является социально-философской, а бытовая сюжетная линия играет в ней вспомогательную роль.

Через взаимоотношения четырех названных героев показаны хозяева и ночлежники — нравственные принципы, характеры, мечты тех и других. Общий сюжет в пьесе Горького развивается многолинейно, композиция связывает все сюжетные линии и, таким образом, помогает выразить сложное идейное содержание. Постепенно разрозненные бытовые, семейные, личные столкновения перерастают в идеологические и моральные конфликты.

По мере развертывания действия пьесы становится ясно, что ночлежники вместе с автором пытаются решить «вечный» вопрос о правде и лжи-утешении.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Какую роль в пьесе «На дне» играет история любви Васьки Пепла?