Какую роль в рассказе «Старуха Изергиль» играет героиня-рассказчица?

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?

Какую роль в рассказе «Старуха Изергиль» играет героиня-рассказчица?

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование стро­ится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-пове­ствователь воспринимается Изергиль как представи­тель обычного, скучного, чуждого поэзии и страстей мира. Попал же он в среду романтических героев — красивых, вольных людей.

В своих рассказах Изергиль делает противостояние романтической личности и массы,

толпы, обычных лю­дей еще более острым. Писатель решает несколько важ­ных для него вопросов: какие характерные общие чер­ты отличают выдающуюся романтическую личность от обычных людей, каковы эти люди, в чем достойная цель жизни человека, которому дано более, чем другим.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде и возвышаются над ней. Красивый, сильный, смелый, гордый — такими кра­сочными определениями характеризует Изергиль ге­роев. Для нее важно оценить то, как использовали свои выдающиеся качества персонажи. Писатель же под­спудно замечает, как в нравственном отношении

вы­глядят люди и сама Изергиль.

Нельзя забывать, что ее именем назван рассказ, повествование о ее жизни зани­мает центральное место в нем. Ясно, что именно Изер­гиль — главная героиня произведения.

Ларра открыто противопоставил себя людям. Он вы­дающийся эгоист. Одиночество его не страшило.

Но хи­трость и коварство придуманного людьми наказания открылись позже. Они знали, что все-таки Ларра напо­ловину человек, а человек вечного одиночества вынести не сможет. Муки отверженного будут страшнее смерти. Остается выждать и позже ужасаться, радоваться и учить других: «Вот как был поражен человек за гордость!»

Для Изергиль в этом нет ничего предосудительного. Автор же многочисленными деталями повествования ставит под сомнения жестокую «мудрость» судивших Ларру. Убить за убийство — им мало.

Нужно так исхи­триться, чтобы Ларра пострадал больше. Тем самым они не пресекают, а увеличивают зло. И на этом фоне заметными становятся трусость, лицемерие, косность толпы.

За что, собственно, изгоняют Ларру старейшины? Он всего лишь посмел разговаривать с ними, как с равными. Девушке, к которой он подошел, он тоже нравился. Но переступить ради чувства через общественное мне­ние она, дочь старейшины, не смогла. Да ведь и не само по себе убийство ужаснуло людей: позже они со знанием дела выдумывали казнь для самого Ларры.

Возмутило то, что Ларра убил женщину «так» — открыто, смело, без оглядки на лицемерную общественную мораль: делай что хочешь, но сохраняй внешние приличия.

Ларре Изергиль противопоставляет Данко. В сравнении с нравственно безупречным, самоотверженным героем обыкновенные люди уже и в глазах рассказчицы нерешительны, трусливы, жестоки, мстительны, неблагодарны. Данко спасает, выводит к свету, но не меняет людей: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Сама Изергиль обладает несомненными достоинствами. Она хранит в памяти легенды о сильных и смелых людях, передает их новым поколениям. В молодости ей были даны красота и талант любви. Очевидно, что рас­сказчица, вспоминая истории из собственной жизни, хочет подчеркнуть, что и она была красивой, сильной, смелой, гордой — почти как Данко.

Но автор заставля­ет видеть и другое: «Та, которую они целовали, сидит со мной живая, но иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень» — как Ларра.

Большинство возлюбленных Изергиль гибнет, и ни один не оставляет сколь-либо глубокого следа в ее душе. Она считает счастьем, что «никогда не встречалась по­сле с теми, которых когда-то любила». Эгоизма подоб­ной «любви» Изергиль просто не замечает.

Как и соб­ственной жестокости, когда, воспользовавшись святым именем матери, обманывает и убивает часового, чтобы сохранить для себя последнего любовника.

Поместив рассказ героини о себе в центр произведе­ния, писатель подчеркнул, что главным для него явля­ется все-таки портрет обычного человека. Люди хотят и могут быть прекрасными, как в сказке. Но реаль­ность пока что далека от идеала.

И тем не менее у выда­ющейся личности, героя нет иного пути для полноцен­ной реализации, как служить, отдать огонь своего серд­ца этим неидеальным, грешным, слабым людям. Данко и во тьме — свет, Ларра и при свете — тень.

Писатель считал: достоинство его рассказа в том, что он написан «красиво и стройно». Действительно, мета­форичность языка, яркость картин, композиционная продуманность, умение дать слово персонажу и прове­сти собственную мысль — свидетельства высоких худо­жественных качеств ранней прозы Горького.




Какую роль в рассказе «Старуха Изергиль» играет героиня-рассказчица?