Какую роль в становлении личности играют детство и юность
Почему люди настолько разные? Герои, трудоголики, тунеядцы… Влияет ли детство на становление личности? Несомненно, влияет! Ведь характер и социальные качества формируются с малолетства.
В процессе воспитания родители прививают ребенку понятия о добре и зле, справедливости и беззаконии, чести и бесчестии.
Родители мечтают вырастить чадо счастливым, стараются обеспечить всем самым лучшим: ярким детством, хорошим образованием, престижной работой. Но многие совершают грубейшую ошибку, когда чрезмерно опекают, потакают прихотям и ограждают ребенка от физического труда.
Это неверно. Маленький человечек должен ценить заботу родителей и понимать, что благополучие достигается трудом. Задача старших — заложить в будущего гражданина ростки трудолюбия, благородства и целеустремленности.
Ярким примером неверного воспитания служит роман И. А. Гончарова «Обломов». С раннего детства родители души не чаяли в своем Илюше. Он рос барином: ни одеться самостоятельно, ни воды налить, ни оброненную вещь подобрать ему не дозволяли. Порицалось любое проявление активности.
Зато няньки зорко следили, чтоб дитя хорошо поело, поспало после обеда и не перетрудилось в обучении. В Обломовке труд для хозяев считался наказанием и отождествлялся с рабством.
Воспитывался мальчик на сказках и легендах, что породило в нем бесплодные мечтания. В итоге пределом желаний Ильи Ильича Обломова стало полное спокойствие и хорошая еда. Пассивный, не способный на поступок человек ничем не интересуется, даже книгу дочитать не может. Вся его деятельность заключается в отдыхе на диване.
Казалось, нахлынувшие чувства к Ольге Ильинской заставят Обломова измениться, но любовь лишь ненадолго вырвала его из затворничества…
Главному герою Гончаров противопоставляет друга и ровесника — Штольца. Детство Андрея не было безоблачным и прошло в утомительной учебе. Небогатый обрусевший немец приобщал сына к труду, обучал наукам, географии, немецкому языку. С матерью Андрей изучал священную историю, литературу.
Она привила ему любовь к искусству и красоте. Штольц-старший был равнодушен к отпрыску и нередко «прикладывал руку». По его настоянию юноша рано покинул отчий дом, выучился, стал деятельным, «нажил дом и деньги».
Благодаря суровому воспитанию Андрей сформировался умным, сильным и прогрессивным человеком.
Из приведенных примеров видно, что истоки воспитания прививают детям разные идеалы. Именно эти идеалы формируют в дальнейшем характер и жизненную позицию человека. Недаром литературный критик В. Г. Белинский говорил, что воспитанием решается участь каждого человека.
Какую роль в становлении личности играют детство и юность