Каллиграфия и стенография

С тех пор как люди изобрели письмо, они стремились усовершенствовать его в двух направлениях: научиться писать, во-первых, красивее и, во — вторых, быстрее. Так возникли каллиграфия — искусство красивого письма, и скоропись — мастерство быстрого письма. Каллиграфия приближает письмо к искусству.

Выдающиеся писцы годами вырабатывали особые почерки, на основе которых постепенно сложились известные шрифты: латинские унциал, полуунциал, курсив, готическое письмо, славянские устав, полуустав, вязь и др. непревзойденными мастерами в

искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому им оставалось только совершенствоваться в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но одновременно и произведением искусства.

Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию. Не изменявшаяся в течение тысячелетий египетская иероглифика, бесспорно, самая красивая система письма в Древнем мире.

Четкие формы египетских иероглифов, как бы застывшие в камне, достигли идеала завершенности. Египтяне совершенствовали

свое письмо и в другом направлении. Наряду с монументальной иероглификой они изобрели и системы скорописи: сначала иератику, письмо жрецов, потом демотику, народное письмо.

Ведь скорость — необходимое качество хорошего писца. Об этом гласит и шумерская поговорка: «Только тот настоящий писец, чья рука не отстает от уст». В скорописи вырабатывались приемы упрощенного написания знаков, их соединение в лигатуры, т. е. слитные написания; допускались определенные сокращения слов и словосочетаний.

Отсюда и произошла система сокращенной записи речи — стенография. Такая система использовалась в IV в. до н. э. в Афинах: историк Ксенофонт записал ею воспоминания о Сократе. Она не была единственной.

В Риме в 63 г. до н. э. Марк Туллий Тирон изобрел собственную систему стенографии. Ее знаки имели форму рисунков, упрощенных начертаний букв и могли заменять целые слова. Число таких знаков достигало 5 тыс. системой Тирона, со временем дополненной, пользовались в Европе более тысячи лет. Лишь в XI в., когда в ней вдруг усмотрели связь с колдовством, она постепенно вышла из употребления.

Были системы сокращенной записи и на Руси: с их помощью в XV в. записывали «протоколы» новгородского и псковского вече. Широко употребляли титло : оць — «отец», нн — «ныне», мць — «месяц» . Первая собственно алфавитная система стенографии была изобретена в Англии Джоном Уиллисом, издавшим в 1602 г. книгу «Искусство скорописи, или Стенография». С тех пор появился и термин «стенография». В дальнейшем возникло множество различных систем стенографии для записи речей в судах, дебатов в парламенте.

Они увеличивали скорость в несколько раз, но и овладеть ими было труднее, чем выучить несколько иностранных языков.

Рекорд в скорости стенографической записи, отмеченный в «Книге рекордов Гиннесса», был установлен в Нью-Йорке в 1922 г. и составил 350 слов в минуту — быстрее говорить, наверное, просто невозможно. Современные системы стенографии основаны на фонографическом принципе, т. е. на записи звуков речи, поэтому их легко приспособить к различным языкам. Так, систему Питмана, изобретенную им в 1837 г., можно использовать для 20 языков, включая японский; ею по сей день записывают отчеты о заседаниях английского парламента. Помощью секретарей-стенографисток пользовались и русские писатели Ф. М. Достоевский, Л. Толстой.

В РСФСР в 1933 г. была принята разработанная доктором физико-математических наук Николаем Николаевичем Соколовым Единая государственная система стенографии, которая с некоторыми усовершенствованиями используется до сих пор. Вжизни и языке всегда присутствуют как достижения прошлого, так и зачатки будущего. Когда количество изменений переходит в новое качество? Когда рисунок становится иероглифом? Когда слоговый знак превращается в букву?

На эти и многие другие вопросы нет и не может быть окончательных ответов.

Вот вроде бы очевидный вопрос: пользуемся ли мы иероглифами, или, точнее говоря, словесными знаками? Большинство решительно скажут: «Нет!». Оказывается, пользуемся, и очень часто. Иероглифами являются, в частности, математические, физические и прочие условные знаки «+», «=», «%», а также цифры и соответствующие обозначения чисел.

Мы прочитываем записи типа 2 + 2 = 4 или 100 % словами, следовательно, это словесные знаки, т. е. они соотносятся с целым словом. А как быть с такими текстами, как От реки до дома 100 метров? 100 — это иероглиф, а что такое м? Если читать как «сто метров», буква превращается в иероглиф. Но ведь некоторые люди читают как «сто «эм»», и тогда это все же буква, хотя ис особыми правилами чтения.

Компьютерный диалект сети ФИДО используется в основном для неформального общения ее членов, поэтому возникла необходимость передачи эмоций и даже мимики пишущего.

В обычном тексте сделать это достаточно сложно, из-за чего и появились специфические знаки препинания. Для их чтения лучше всего немного наклонить голову влево: тогда можно увидеть стилизованный портрет компьютерщика. Смайлик обычно располагается сразу после высказывания, к которому он относится, либо в конце фразы. Большинство смайликов используется в сокращенной форме — без серединной черточки — «носа».

Основные смайлики:

:-) или ( Улыбка. Хорошее настроение или смешная фраза.

:-( или ( Грустно.

:-< очень грустно.

:-> Сарказм, насмешка.

>:-> Резкая или злая насмешка, на грани оскорбления.

:-Е Огрызнуться, показать зубы.

;-) Подмигивающая улыбка.

:-| или ( Озадаченность или нерешительность.

:-\ Нерешительность или сильное удивление.

:-Р Показать язык.

:-* Поцелуй.

:-О Открыть рот от удивления.

8-) Вытаращить глаза. Чаще употребляется в варианте 8-О

:*) Пишущий пьян.

%-) После 15 часов сидения за компьютером.

Слово, набранное заглавными буквами, воспринимается как КРИК. Ударение в слове может выделяться заглАвной буквой.




Каллиграфия и стенография