Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка

Жизнь вообще сложная вещь, а в особенности жизнь крестьянина-бедняка. Тянет он ее, будто коня на гору, спотыкаясь и едва дыша. И все же таки живет и хочет жить на родной земле — там, где родился, где прошли наилучшие годы, где согревают воспоминания. Тяжело ему расставаться с отчим домом, даже с надоевшим, но таким дорогим холмом, не хочет он искать счастье в другом месте, хотя жизнь и дети требуют этого.

Именно об этом и пишет в своей новелле «Каменный крест» В. Стефаник.

Земля для крестьянина — милейшее слово, хотя она не мягкая и

не дарит богатые урожаи. Тем не менее, он любит и уважает ее, ведь она его кормилица. Была и у Ивана Дидуха такая «кормилица», которая состояла из высокого холма, высочайшего и самого худшего на все село.

Но что же делать, если такое наследство оставили родители. Спасибо им и на том! Тяжело работал на этом холме Иван Дидух, так работал, что навечно остался согнутым, будто пополам переломанным. Так и прозвали его Переломанным.

Был у него только один конь и маленькая тележка. Тянул вверх ту тележку так, что и жилы от напряжения выступали. Судьба не улыбалась ему.

Говорит он сам о себе: «Я — целое тело мозоль,

кости дряхлые, что когда их сведешь вместе, то десять раз ойкнешь». Такая же жизнь ждет и его детей. Поэтому они и стараются уехать из Украины, хотят найти какое-то лучшее место, где бы им легче жилось.

Но Иван Дидух не верит в то, что есть где-то такой «обещанный рай». Привыкший тяжело работать, он, тем не менее не хочет бросить свой «холм наивысший и наихудший», так как отдал ему, кажется, вся свою жизнь. Только уговоры сыновей и жены заставляют его ехать в Канаду. Уезжая, Иван Дидух оставляет на песчаном своем холме каменный крест, будто память о себе.

Он считает, что, уезжая в далекий край, оставляет свое сердце, свою часть рода на этой земле. Вся жизнь работали на ней его деды-прадеды, работали и полегли с надеждой, что их потомки будут продолжать их жизненный путь. Но… «два года ничего в доме не говорилось, лишь Канада да и Канада».

Неизвестно, что ждет Дидуха в Канаде. Ясно одно, что легкого хлеба там не будет. Поэтому с такой болью оставляет родную землю этот человек.

Столько горя в его словах, столько отчаяния в его действиях! Кажется, что он сам превратился на каменный крест, так как стоял так, что «слова не мог сказать». Удивительно, что даже тот холм, который забрал у Ивана Дидуха все силы и здоровье, и вся жизнь кажутся ему «утраченным счастьем», единственной связью между прошлым и будущим. А «каменный крест» выступает как символ трагизма крестьянской жизни, безвыходного положения, когда человек не ждет счастья на родной земле и не верит, что найдет его на чужбине. Рвутся связи между крестьянами, которые прожили всю жизнь на одном месте, сажая и выращивая хлеб.

Кто-то из них остается, чтобы продолжать это делать, а кто-то становится подневольным изгнанником. Иван Дидух, уезжая в далекий путь, начинает танцевать, чтобы заглушить душевную боль. Но, кажется, что и сам танец — сгусток боли и отчаяния вместе со слезами: «Казалось, что горе человеческое дунайскую запруду разорвало бы — такой был плач». Стоит на высочайшем холме каменный крест. Он не просто стоит; он разговаривает с нами своим тихим голосом.

Он рассказывает о том, что происходило много лет тому назад. Он — это будто памятка о страшных годах страданий бедного крестьянина. Он — символ трагизма жизни украинского крестьянина-бедняка.

Давно уже нет этого человека, который установил его, а он все стоит, как воспоминание о боли, отчаянии и печалью за родной землей.




Каменный крест как художественный символ трагизма жизни бедняка