Картины русской природы в романе «Евгений Онегин»

Обычно отмечаются следующие главы и строфы романа: Лето — глава 4, строфа 40; глава 7, строфа 15. Осень — глава 4, строфы 40-41; глава 7, строфа 29. Зима — глава 4, строфа 42; глава 5, строфы 1-2, 9; глава 7, строфа 30.

Весна — глава 7, строфы 1-3. Грустная лирическая настроенность этого описания хорошо гармонирует с настроением всей главы, она дает основной лирический тон главе — следовательно, пейзаж в романе Пушкина играет определенную композиционную роль. Пушкин несколько раз описывает в романе разные времена года это помогает читателю воспринять

хронологические рамки романа, дает перспективу времени, текучесть жизни.

Рассказывая о предстоящем отъезде Татьяны в Москву, поэт сжато и ярко описал смену лета осенью, осени — зимой.

Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна Как жертва пышно убрана…

Сравним эту картину с описанием осени в главе четвертой — здесь совсем другие краски, другие настроения. Мы чувствуем, что эта осень особенно близка сейчас настроению Татьяны, она как-то связана с ее судьбой, с ее будущим.

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница зима. Сравним это описание с веселой, радостной зимой

в главе четвертой: Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег.

В 7-й главе другая зима — холодная, жестокая, и она опять связана с судьбой Татьяны, с ее неизвестным будущим, от которого Татьяна не ждет ни радости, ни счастья:

Не радо ей лишь сердце Тани… Татьяне страшен зимний путь.

Так пейзаж помогает Пушкину раскрывать душевные настроения героев, повороты в их жизненной судьбе. Исключительно велика композиционная роль пейзажа в пятой и шестой главах, тесно связанных друг с другом единством развивающихся событий: от зимнего пейзажа идет переход к характеристике Татьяны — «русской душою», на фоне зимней холодной ночи даны гадания Татьяны, на фоне зимнего пейзажа воспроизводится ее сон, предвещающий беды, несчастия, на этом же фоне поэт описывает дуэль и смерть Ленского.

То видит он: на талом снеге Недвижим юноша лежит, И слышит голос: что ж? убит! такою вспоминается Онегину эта страшная минута жизни.

На почти таком же фоне поздней зимы и начинающейся ранней, еще по-зимнему холодной весны происходит последняя встреча Онегина и Татьяны.

Действие в первой и последней главах романа происходит зимой и весной. Эта повторяемость пейзажей — тонкий художественный прием, при помощи которого поэт даст ощущение однообразного неотвратимого течения жизни, смены лет, возрастов, настроений, жизненных судеб, «увяданья наших лет, которым возрожденья нет».

Пейзаж играет большую роль и в раскрытии основных образов романа: Онегина и Татьяны. Деревенский пейзаж во второй — шестой главах романа не связан с образом Онегина, да и сам Онегин не любит природы:

Два дня ему казались новы Уединенные поля, Прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья; На третий роща, холм и поле Его не занимали боле; Потом уж наводили сон «Однако в иоле уж темно; Скорей! пошел, пошел, Андрюшка! Какие глупые места!»

В противоположность Онегину образ Татьяны дан автором на фоне природы, он неотрывен от сельского пейзажа. Восход солнца, который встречает на балконе Татьяна, и сад, в который ходит грустить Татьяна, где происходит сцена свидания с Онегиным, и ночной пейзаж при свете луны во время разговора с няней, и раннее утро после бессонной ночи, и зимнее утро в начале пятой главы, и холодную зимнюю» ночь, когда гадает Татьяна, и зимний пейзаж ее страшного сна, и ночь накануне именин, и весенний пейзаж седьмой главы, и летний вечер, когда одинокая Татьяна приходит в дом Онегина, нее прощание с родными местами перед отъездом в Москву.

В романе ярко звучит тема родины, живет воздух ее полей, шум ее лесов, жизнь и историческое прошлое ее народа, видится неоглядная даль «сумрачной России» . Все это раздвигает не только пространственные, но и временные рамки романа.




Картины русской природы в романе «Евгений Онегин»