Катерина — «луч света» или распутная женщина? по пьесе Гроза

А. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы — конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового, «темного царства» и светлого начала.

В пьесе мы видим много разный героев, но всех их объединяет, как писал Добролюбов, невежество и покорность.

В начале произведения показаны отношения купца Дикого и его племянника Бориса. Борис — человек интеллигентный, порядочно образованный. Он очень отличается от всех, и одеждой, и умом, и воспитанием. Борис приехал к своему

дяде за наследством.

По наказанию бабушки он должен угождать Дикому, слушать его и почитать. Но сразу же становится понятно, что Дикой ни копейки Борису не даст. Он публично бранит его, вечно им недоволен и видит в своем племяннике только «лишний рот».

От Савела Прокофьевича никогда не дождешься доброго слова — только крики и брань, даже родные его боятся.

Немногим отличается семья Кабановых. В ней главный тиран — Кабаниха, но она действует «под видом благочестия». Своего сына она буквально задавила, превратила в безвольного мальчика. Он не может ей сопротивляться — слушает ее и подчиняется

ей во всем. Но в то же время с нетерпением ждет своего отъезда в Москву — там он получит долгожданную свободу.

А вот его жене — Катерине — деваться некуда. Муж с собой ее не возьмет и ради нее не останется. Она пытается противостоять Кабанихе: по-доброму объясняет ей, что она не права. Но Марфа Игнатьевна только больше злится.

Катерина не в силах переубедить свекровь, доказать ей что-то: Кабаниха и слушать ее не хочет.

Дети Кабановой — Тихон и Варвара — по-своему уживаются с матерью. Тихон безвольно подчиняется, а Варвара обманывает да хитрит. Но Катерина — совсем другой человек, она так не может. Не зря Н. А. Добролюбов в своей статье назвал ее «лучом света».

Этот персонаж резко отличается от всех остальных. Она очень искренняя, религиозная женщина. Для нее изменить мужу — великий грех, даже думать об этом грешно. И все же, она влюбляется в Бориса и проводит с ним все время, пока муж в Москве.

Но, поскольку она очень совестливая, набожная и крайне впечатлительная, ей кажется, что за свой поступок она будет гореть в аду. В конце концов, она не выдерживает и признается во всем Тихону. Она знает, что теперь Кабаниха и вовсе ее загрызет, единственный выход — бежать с Борисом.

Но он ничем ей не поможет, потому что сам, хоть и отличается от жителей Калинова, такая же жертва «темного царства». И тогда Катерина решается на самый страшный грех — самоубийство.

Пьесу Островского анализировали разные критики. Добролюбов видел конфликт драмы в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Он дал высокую оценку героини, назвав ее «лучом света в темном царстве»

Апполон Григорьев наиболее значимым считал народную жизнь, отраженную в произведении, особенно он подчеркивает свидание Бориса и Катерины, как «великолепный момент поэзии».

Федор Достоевский заявлял, что в первую очередь важна не национальная составляющая, а внутренний конфликт главной героини.

Писарев же в своей статье вступил в полемику с Добролюбовым. Он называет Катерину «русской Офелией» и ставит в один ряд с Базаровым — героем, который стремился разбить существующий порядок вещей.

Таким образом, кто-то считает эту женщину «решительной натурой», «лучом света», а кто-то слабой, или даже распутной, женщиной, не сумевшей защитить себя от самодурства окружающих. Мы видим, что она попала в безвыходное положение: унижение свекрови, ее приказы и вмешательства; безвольный характер мужа, который может и любил ее, ни за что бы не пошел против матери. В итоге, даже Борис, в котором она видела близкого человека и надеялась на его помощь, оставил ее.

И что же ей остается делать? Она бы не выдержала гнет свекрови и душевные муки, поэтому решилась на самоубийство. Этот поступок противоречив и неоднозначен, однако таким образом Катерина смогла хоть на время осветить это «темное царство».




Катерина — «луч света» или распутная женщина? по пьесе Гроза