Катерина Луч света в темном царстве по пьесе Гроза
В творчестве А. Н. Островского важное место занимают пьесы о купечестве. Они отличаются яркостью и правдивостью, неслучайно Добролюбов назвал их «пьесами жизни». Эти произведения описывают купеческую жизнь как мир скорби, затаенной и тихо вздыхающей, мир боли, тупой и ноющей, мир молчания, тюремного и гробового.
И даже если вдруг появляется робкое роптанье, то оно утихает в момент своего появления.
Критик Н. А. Добролюбов анализировал пьесы Островского в статье «Темное царство».
Критик рассуждал о том, что купеческое самодурство
Отвечал на его вопросы и побуждения Островский, написав пьесу «Гроза», которая поразила критика до глубины души. Написал драматург это произведение в 1860 году. И названием, и материалом пьеса словно символизировала грядущее обновление общества и помогала людям начать
В пьесе «Гроза» были не только явления природы, но и настоящий смысл человеческой жизни.
В произведении рассказывается о многих людях, но главным действующим лицом там является Катерина. Образ этой женщины весьма непрост. Она очень сильно отличается от других окружающих ее людей. Вот из-за этого критик и дал ей второе имя: «луч света в темном царстве».
Конечно, у читателя тут же возник вопрос, чем Катерина так отличается от остальных?! И тут же хочется ответить, что не существует на этом свете свободных людей. Свободными не являются ни самодуры, ни их жертвы. Катерина воспитывалась в купеческой семье, но никогда не была похожа на таких, как она. Жила она в большом доме, как вольная птичка.
Но после вступления в брак, птичку навеки заключила в клетку самодурства, свекровь.
В дом Катерины всегда заглядывала уйма богомолок и странниц. Это сделало женщину очень религиозной. Поэтому свою влюбленность в Бориса она рассматривает как тяжкий грех.
Но Катерина наделена ярким воображением, она очень эмоциональна и мечтательна.
Она слушает различные истории и словно видит их наяву. Она видела во снах райские сады и удивительных птиц, а стоило ей войти в церковь, как она видела там ангелов. Даже речь Катерины отличается музыкальностью и напевностью, она подобна народным сказаниям и песням.
Одновременно с этим, религиозная, замкнутая жизнь, невозможность найти выход из ситуации для такой незаурядной натуры, как Катерина, способствовали пробуждению в ней нездоровой чувствительности. Поэтому, когда началась гроза, героиня, услышав проклятья барыни, начала молиться. Нервы ее сдались, когда она увидела рисунок «геенны огненной» на стене, поэтому она рассказала Тихону о любви своей к Борису.
Набожность Катерины даже в некоторой степени заглушает такие черты ее характера, как стремление к правде и независимости, решительность и смелость. Не способны к пониманию других людей самодур Дикой и постоянно упрекающая родных Кабаниха. Сравнивая с ними Катерину, или же проводя параллель между нею и бесхарактерным Тихоном, который только иногда может на несколько дней загулять, с возлюбленным героини Борисом, который не умеет ценить истинную любовь, мы видим Катерину особенно привлекательной. Она не желает никого обманывать и не может этого делать, поэтому заявляет прямо, что обманывать не умеет, и скрывать не может. Главным смыслом жизни стала для героини любовь к Борису — это и тоска по воле, и мечты о свободной, настоящей жизни.
Именно во имя этой любви вступает Катерина в неравную схватку с «темным царством». Героиня не рассматривает свой протест в качестве возмущения против всей системы, у нее даже в мыслях нет этого. Однако устройство «темного царства» таково, что малейшее проявление самостоятельности, независимости, достоинства личности оно воспринимает как смертельный грех, как борьбу с самими основами господства самодуров.
Пьеса заканчивается смертью Катерины неслучайно: она очень одинока и, кроме того, сознание ее раздвоено внутренним противоречием — пониманием своего «греха». Ее гибель — не крик отчаяния. Ее можно назвать скорее нравственной победой над «темным царством», которое сковывает свободу, разум и волю. Согласно учению церкви, самоубийство является, непрощаемым грехом. Но Катерину это уже не страшит.
Полюбив Бориса, она говорит ему, что если она ради него не побоялась греха, то и людского суда не побоится.
Ее последние слова были обращены к возлюбленному: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
За принятое Катериной решение ее можно обвинять или оправдывать, оно привело к трагедии, но в нем прослеживается цельность натуры героини, жажда свободы, решимость. Ее смерть стала потрясением даже для таких людей, как Тихон, теперь уже в глаза обвиняющий мать в гибели своей жены.
Это означает, что поступок Катерины на самом деле стал «страшным вызовом самодурной силе». В «темном царстве» рождаться могут светлые натуры, способные осветить это «царство» своей жизнью или смертью.
Катерина Луч света в темном царстве по пьесе Гроза