Кавабата — «красотой Японии рожденный»

Кавабата прожил довольно долгую жизнь, написал свыше 400 романов, повестей, эссе. Он первый японский писатель, которому была присуждена Нобелевская премия «за писательское мастерство, которое с большим чувством передает суть японского способа мышления». Творчество Ясунари Кавабата — сложное и многогранное. В молодости он увлекался неосенсуализмом. Так появился первый сборник «Наряд чувств», в который вошли 36 рассказов. Использование ассоциаций по контрасту, воспроизведение субъективных ощущений, «ярких и полных жизни в условиях

непостоянной действительности», метафоричность — эти особенности поэтики неосенсуализма присущи Кавабати-Начинающему.

В его рассказах «красота — прохладная и пронзительная», «бессонные ночи нагромождались, как горы». Герою кажется, что «любимую девушку прибивает к нему волной».

Например, рассказ «Осенний дождь». Это прекрасные зарисовки на фоне осеннего дождя. В начале рассказа — дождь кленовой листвы, которая, как огоньки, падает в темно-синюю воду и гаснет в ней — то ли действительность, то ли видение. Потом дождь, который стучит в окно вагона, в шуме и ритме которого ощущается

музыка.

Потом капли дождя, которые стекают по оконным стеклам, а за ним девушка, которая выжила, несмотря на смертельный недуг. Теперь она демонстрирует кимоно Невест.

Возникает общий эффект, который уподобляет прозаичное произведение поэтическому, в котором главным является е событие, а вызванное им чувство. Повесть «Танцовщица из Идзу» также считается одним из произведений неосенсуализма. Писатель проникает в суть человеческой природы, видит добро и красоту даже в том, что на первый взгляд может показаться жестоким и безобразным.

Это проявилось в романе «Бродяги из Асакуса» , где он рассказывает о тяжелой жизни озлобленных, разочарованных в жизни людей, которые стараются забыть свое горе, отдаваясь сомнительным развлечениям. Но в романе нет социального подтекста.

Главное в нем — стремление увидеть человека в человеке на фоне злоключений и ужасов жизни. В «Кристаллической фантазии» Кавабата использовал популярный метод — «поток сознания», который, как уверяли его сторонники, позволяет глубже проникнуть во внутренний мир человека. Писатель воссоздает субъективное восприятие мира по примеру «невольной памяти» Марселя Пруста, когда обычная жизненная мелочь возрождает в памяти прошлое.

И это не простая дань модернизму. Ясунари Кавабата привлекала направленность этого метода на непосредственное воспроизведение процессов духовной жизни. Но со временем писатель убедился в том, что, отторгая героя от реальной жизни и излагая лишь отрывки его воспоминаний, невозможно показать человеческую жизнь.

Он искал свой путь, исходя из внутренней потребности найти главное, без чего искусство теряет смысл. В своей статье

«Красотой Японии родденный» Кавабата передает глубокое впечатление от классического японского романа «Гендзи моногатари» и классической японской поэзии — хоку и танка. Они стали эстетичной подпочвой его художественного вкуса и литературного чувства.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Кавабата — «красотой Японии рожденный»