Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг

1. Кельты

— Жили: Шотландия, Уэльс, Ирландия. Ирландия — центр культуры. — Соц. строй — родовая община — Религия — друидизм. Друиды стали первыми священниками, записали первые предания — Разные племена: бритты, галлы, кельты-беры — Хорошие воины, но вооружение и организация хуже, чем у римлян и германцев — Наследие: Испания, Бретань, Ирландия

— первобытный синкретизм

2. Черты мифологического предания

— не было разделения искусств, не было жанров, искусство сливало в себе звук, ритм, слово

— это труд,

познание мира и воздействие на него, ритуал

— искусство сакрально

— вера в «правильность» искусства, которая может повлиять на мир

— процессом руководил вождь-друид

— сакральный запрет на запись, хотя кельты знали алфавит

— миф — оформление этого предания в слове

— миф так же секретен, как искусство

— миф сакрален, лишен подлинного, граница профанного и сакрального постоянно переходится

— категории причины и следствия, бытия, времени и пространства иные. Время не линейно, не однонаправленно, не безвозвратно; время прочно и цельно

— прошлое, настоящее

и будущее разделяются, но сосуществуют. У предков учились, а нерожденные дети уже существовали → смерть естественна, это не важное событие, это путешествие в страну мертвых. Нет эмоциональных и психологических моментов.

Инициация — встреча с прошлым, передача опыта; новое имя — полноправный член общины. Старина = абсолютная истина, прочность традиций, на них держится мир

— роль человека мала, главное — события, нет этических оценок

3. Ирландские саги:

Саги — прозаические повествования со стихотворными вставками. Уникальны, т. к. в это время везде не проза, а эпос. Рукописные — с VII, не дошли.

Дошли — с XII.

— героические саги — уладский цикл

— название ←Ульстер, одно из 5 королевств на территории Ирландии

— Центральная фигура — король Конхобар, главный герой — Кухулин: мифологический герой и земной человек. В нем воплощен идеал доблести и нравственного совершенства: великодушен, отзывчив и т. п.

— каждая из саг уладского цикла содержит один или несколько эпизодов, связанных с Кухулином → вместе создают жизнеописание героя

— цикл о Финне — на юге Ирландии. Феннии — особое племя свободных воинов. — фантастические саги

— тема — рассказ о плавании смертного человека в чудесную потустороннюю страну красивых женщин и вечной молодости

5. Особенности стиля:

— ясный, четкий — нарядный, украшенный множеством риторических фигур

6. Литературные особенности:

— эпический герой однозначен, выражает абсолютную истину. Он как памятник — эпическая дистанция, иначе — роман. — эпос существует вне конкретного времени и пространства — герой сакрален: 7 зрачков, от природы разноцветные волосы, прекрасен как эпический герой — незаметная гиперболизация — бросал копье из-под воды — много батальных сцен

7. Словесные особенности:

— ритмически организованная художественная речь ← мягко сочетаются четкий стихотворный ритм и нечеткий прозаический — мнемонические приемы → формулы, модульность. Но это не штампы, т. к. их внутренний смысл обычно меняется — аморфная композиция, бесформенная, может меняться при передаче

Ирландский героический эпос III — VIII

— христианизация V не повлияла на кельтское общество — первоначально хранители преданий — старейшины родов, они же жрецы, певцы-заклинатели, колдуны, знахари и судьи, потом: друиды и певцы-рассказчики.

Певцы-рассказчики= барды и филиды

— повести — «скелы» — саги — проза со вставками стихов, передавались устно → сохранялся только сюжет, общие места каждый рассказчик придумывал сам — первые записи — VII-VIII — монахами, филидов больше нет. Ирландия не в зависимости от Рима → слабая христианизация → больше признаков язычества, чем в другом средневековом европейском эпосе




Кельтский эпос. Анализ одной из ирландских саг