Кий — полянский князь

Наверное, не любой из нас ощущает свою причастность к истории. По обыкновению современность с ее повседневными хлопотами и заботами воспринимается нами, как единая возможная реальность. Другую нам тяжело вообразить.

Тем не менее, народное творчество сохраняет много песен, легенд, дум о героях, родоначальниках, вождях и их подвигах и знаменитых походах. Фольклор соединил далекое прошлое и настоящее. Время стирает тонкую границу между мифическим и историческим, и полулегендарные или вообще выдуманные герои через много столетий превращаются

в выдающиеся исторические фигуры, которым иногда приписывают участие в реальных исторических событиях.

К перечню таких лиц принадлежит Кий, полянский князь, о котором впервые упоминается в «Повести временных лет». В начале XII столетия киево — печерский монах Нестор, автор этой летописи, рассказал об учреждении тремя братьями Кием, Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью города Киева. Сведения об основателях он, главным образом, позаимствовал из народных рассказов и легенд.

Именно поэтому историческая наука второй половины XIX — начала XX столетий не воспринимала всерьез факты, изложенные в летописи.

Распространилась мысль, что они — выдумка древнерусского книгочея. Но более поздние археологические исследования опровергли предыдущие утверждения историков.

Во время раскопок на киевских холмах, которые отождествляют с мифическими горами трех братьев, ученые нашли остатки восточнославянской культуры конца V-VI столетий. Считают, что городские поселения сначала появились на горе Кия, а потом распространились на территорию современной Старокиевской горы. Свое имя город получил в честь старшего из легендарных братьев — Кия.

Итак, археологические исследования доказали, что летописный рассказ является правдивым рассказом давних исторических процессов учреждения и развития Киевского городища. Летописный рассказ содержит интересные сведения и о самом Кие, который возглавлял племена полянинов. Известно, что князь посещал Константинополь, где «принял большую честь от царя», потом старался утвердить на Дунае.

Он даже соорудил там небольшой городок Киевец, но после непродолжительного владычества был вынужден снова возвратиться оттуда в Киев. Стараясь как можно больше узнать о князе Кие, ученые исследовали много литературных источников: древнерусский и западнославянский эпосы, памятки армянской, византийской и скандинавской литератур, свидетельство Иордана. Благодаря этим исследованиям становятся известными основные факты биографии князя. Кий основал свой город в молодые лета, а Константинополь посетил уже в достаточно зрелом возрасте.

Заключив там соглашение с византийским царем Юлианом, попробовал завладеть Подунавьем, но испытал поражения и был вынужден возвратиться в Киев, где прошли последние годы его жизни.

Через триста лет в истории появится киевский князь Аскольд. До сих пор остается загадкой, почему Нестор-летописец не упоминает в своем произведении о других правителей Киева. Известно лишь то, что после смерти Кия городом правили князья полянской династии, к которой принадлежал и Аскольд.

Исторические источники, к сожалению, не сохранили подробных свидетельств о Кие. Но его все же можно вообразить, если проанализировать некоторые факты из биографии князя. Ученые приходили к выводу, что Кий основал город в молодые годы. Кроме того, известно, что в это время он уже возглавлял союз полянских племен. Такие сведения красноречиво свидетельствуют о том, что князю, несомненно, были присущи мудрость, сильная воля, решительность, действенность, умеренность поступков.

Археологи определили, что первые городские поселения Киева были обнесены крепостными сооружениями и напоминали крепость. Итак, правитель города заботился о покое и благосостоянии своих граждан, заботился о защите своих владений. Наверно, Кий имел честолюбивый характер.

Об этом свидетельствует его посещение Константинополя и старания подчинить себе земли Подунавья. Князь стремился заявить о себе как о значительном политике и могущественном завоевателе.




Кий — полянский князь