Классический реализм в литературе

Новое направление — последовательная противоположность романтизма. На каждый тезис предыдущего стиля он ответил антитезой. Писатели-Реалисты сосредоточились на самых злободневных повседневных проблемах, довольно глубоко и разносторонне исследовали материальную грань мира и человека как общественного и биологического существа, но и проявили традиционное впадение в крайности, узкое миропонимание.

Если романтик концентрировал основное внимание на внутреннем мире человека, то для реалиста становится определяющей проблема взаимоотношений

человека и общественной среды, влияния социально-экономических обстоятельств на формирование характера личности.

Отсюда определяющие признаки реализма: познавательное, аналитическое восприятие и понимание мира, вместо, интуитивно-чувствительного, характерного для романтиков; объяснение формирования характера, поступков героя прежде всего через его социальное происхождение и положение, а также через условия повседневной жизни; внимание к изучению человеческой души, но углубление в психологию ограничено, поскольку реалисты считали душевный мир героя следствием его происхождения, воспитания, общественно-бытового

окружения.

Стремление к объективности и достоверности отображаемого, а отсюда — правдивость в изображении деталей, преимущество эпических, прозаических жанров в литературе, ослабление вместе с тем лирической струи искусства; принцип точного соответствия реальной действительности осознается в этом стиле критерием художественности.

Типизация, т. е. орудием исследования и воспроизведения мира становится тип. Тип — это образ, в котором объединены самые характерные проявления определенной группы явлений. К величайшим зарубежным писателям-реалистам относятся: французы О. де Бальзак, Э. Золя, Р. Роллан, англичанин Ч. Диккенс, россияне Ф. Достоевский, Л. Толстой; американец Марк Твен и др. В отечественной литературе второй половины ХІХ ст. ярчайше представлен бытовой просветительский реализм.

Его выдающиеся творцы — Марко Вовчок, А. Свидницкий, Афанасий Мирный, И. Нечуй-Левицкий, И. Карпенко-Карый, М. Кропивницкий, М. Старицкий, Б. Гринченко, а также И. Франко и М. Коцюбинский в своем раннем творчестве.

Представители этого течения в основном исследовали семейные, производственные, социальные отношения героев, сосредоточивались на морально-этической проблематике. Показывая кричащие недостатки общества, они подчеркивали, что путь к спасению — это духовное усовершенствование, образованность, культура, добропорядочность. Ярким признаком течения является, в частности, этнографиям — особенно подробное изображение национального колорита украинского народа — быта, обычаев, обрядов и верований.

В 90-х годах ХІХ ст. частично прослеживается еще одно течение — революционный реализм.

Его представители отбрасывали эволюционное развитие общества, духовное усовершенствование человека как необходимую предпосылку социально-экономических, политических изменений. Вместе с тем они целиком подчиняли свое творчество пропаганде значения экономики, ведущей роли пролетариата в обществе, идее пролетарского интернационализма, насильнического вооруженного изменения общественного порядка, физического уничтожения господствующих слоев. Последовательными революционными реалистами были П. Грабовский и Павлик, также И. Франко, Леся Украинка.

Довольно заметно утвердился в украинской литературе натурализм. Натуралисты старались через использование достижений естественных наук познать и воссоздать истинную, реальную картину бытия. Произведения натуралистов напоминали клинические документы, истории наследственных болезней, протоколы судебной экспертизы.

Это были попытки превратить художественное произведение в точную копию факта. Основным средством в этом стиле стало описание. Как справедливо отметила Леся Украинка, за правдой факта натуралисты не видели художественной обобщенной правды и находились под гипнозом факта.

Литература 90-х годов ХІХ ст. развивалась в сложных исторических обстоятельствах: украинский народ находился в колониальной зависимости от двух империй: большинство наших этнических территорий принадлежало Русской империи, а Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье — Австро-Венгерской. В Петербурге, Киеве и многих других городах еще в конце 50-х годов ХІХ ст. начали создаваться так называемые общины с целью противостояния реакции. Это были объединения интеллигентов, которые боролись за национальное возрождение, проводили исследования, издавали книги, старались начать национальное образование, сохраняли родной язык и восстанавливали давние традиции. Вспомните изученное в 9 классе.

Что вы помните о культурно-издательской деятельности П. Кулиша, Т. Шевченко в Петербурге в конце 1850-х годов, о журнале «Основа»? Киевскую общину создали профессора и студенты университета, учителя, другие сознательные украинцы.

В начале 60-х годов ХІХ ст. она насчитывала почти триста человек из всех общественных слоев. Кроме украинцев, туда входили также поляки, немцы, евреи и россияне. Членами общины были выдающиеся научные работники, художники, общественные деятели — Владимир Антонович, Михаил Драгоманов, Павел Житецкий, Павел Чубинский, Афанасий Мирный, гениальный композитор Николай Лысенко, Михаил Старицкий и многие другие.

В Чернигове создание общины инициировали такие прославленные украинцы, как Афанасий Маркович, Леонид Глибов, в Полтаве — Александр Кониский, в Харькове — Александр Потебня, Василий Язык, в Елисаветграде — братья Тобилевичи. Напуганная размахом национально-культурного возрождения, русская власть объявила войну всему украинскому. Позорные Валуевский циркуляр и Емский указ фактически поставили под запрет всю нашу национальную культуру.

Валуевский циркуляр — тайное распоряжение царского правительства, был издан вскоре после подавления русской армией польского восстания, целью которого было провозглашение независимости Польши. Автор циркуляра — министр внутренних дел Петр Валуев. Согласно Валуевскому циркуляру, «разрешалось печатать только произведения на малороссийском языке, относящиеся к области изящной литературы. Все другие издания, в том числе образовательного и религиозного содержания, запрещались.

Наизнаменитейшая фраза из циркуляра: «Никакого отдельного малороссийского языка не было, нет и быть не может». В письме императору Александру ІІ министр П. Валуев подал эти слова как мысль будто бы «большинства малороссиян», к которой он присоединяется. Тайный циркуляр сделал свое дело: в 1866 году на украинском языке не было издано ни одной книги.

Писатели, активные деятели украинского культурного движения преследовались, многих из них выслали из Украины.




Классический реализм в литературе