Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма

Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность ощутить тогдашнюю историческую атмосферу; развивать навыки устной речи и конспектирования; воспитывать эстетичный вкус.

Оборудование: портреты Людовика ХIII и Людовика ХI, кардинала Ришелье, Корнеля, Расина, Мольера; репродукции картин французских художников ХVII ст. с изображениями Версаля и представителей знати.

Тип урока: проблемный урок с элементами

исследовательской работы.

Ход урока.

I. ОБъявление Результатов Тематической Аттестации № 1. АНализ типичных ошибок.

II. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Эпоха барокко, с которой мы ознакомились на предыдущих уроках, была эпохой великих мистиков и философов-идеалистов. Но не все мыслители и художники конца XVI — начала XVII ст. тяготели к стилю барокко, т. е. концентрировали свое внимание на сложности, парадоксальности, неуверенности бытия.

Вместе с тем с иррациональным барочным сознанием, которое утверждает, что «Жизнь — это сон», возникает принципиально новая — рациональная, которая

сформировала другой подход к пониманию смысла бытия человека и предложила еще один выход из, казалось бы, безвыходной ситуации человеческого существования. Мы начнем знакомиться еще с одной историко-литературной эпохой, которая называется классицизмом. . Сегодня мы попробуем выяснить причины возникновения классицизма и его особенности.

III. РАбота над темой урока.

Учитель. Классицизм — это художественная система, которая властвовала не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. В эпоху Возрождения культурным центром Европы была Италия, в XVII ст. им становится Франция.

Некоторые ученые именно ее считают родиной классицизма. Целиком закономерными являются вопросы: «Почему именно Франция, а не Германия или Италия?» Попробуем заглянуть в историю, чтобы ответить на него.

Сообщение учеников по опережающей задаче.

Ситуация во Франции в XVII ст.

В XVII ст. во Франции сложилась особая форма правления — абсолютизм. Была преодолена феодальная раздробленность, сломано сопротивление феодалов; были установлены определенные законы, которые ограничивали свободу людей.

Творцом французского абсолютизма был кардинал Ришелье, который фактически руководил государством в период правления слабохарактерного и бездарного короля Людовика ХIII. Стремясь сделать Францию такой же могущественной и просвещенной, как Древний Рим эпохи Августа, Ришелье опекался искусством. Он основал Французскую академию, через которую влиял на творчество писателей.

Ришелье сделал литературу частью государственной идеологии, которая навязывала людям определенные взгляды и стереотипы.

После смерти Ришелье и короля Людовика XIII дворянство попробовало отобрать власть у малолетнего короля Людовика ХI, которому к тому времени исполнилось пять лет, но эта попытка оказалась неудачной; страной правила мать короля Анна Австрийская. В 1661 году двадцатилетний король приступил к правлению. Людовик ХI, которого называли «Король-Солнце», превратил Францию в мощнейшее государство Европы. Король-Солнце с политической целью использовал имидж открытого, жизнерадостного и доступного человека, ценителя муз и покровителя искусств.

Тем не менее, на самом деле это был коварный и хитрый политик, опасный мастер придворной интриги, который помнил о бывшем мятеже.

Король считал себя преемником римских императоров, а своих подданных — потомками римлян. Он окружил себя художниками, поэтами, музыкантами, от которых требовалось прославлять могущество и великолепие правления короля. Французский двор стал центром искусств и законодателем вкусов. Знатные люди Германии, России, других государств Европы старались подражать обычаям, модам, роскоши Парижа. В нововыстроенном Версальском дворце король устраивал придворные балы, на которых должна была присутствовать вся знать.

Любимым развлечением Людовика ХI был театр. Во времена его правления французское искусство достигло высочайшего расцвета, полностью сформировался французский классицизм.

Беседа с обобщением прослушанной информации

Что стало причиной возникновения классицизма? .

Запись в тетради.

Государственная идеология Франции = экономика + политика + наука + + искусство.

Абсолютизм — государственная власть принадлежит монарху.

Главные политические деятели Франции XVII ст.: кардинал Ришелье, Людовик ХI — «Государство — это я!».

Причина возникновения классицизма — укрепление монархизма в государстве.

Классицизм — художественное направление в искусстве и литературе XVII — начала ХIХ ст., для которого характерными являются гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Учитель. Из искусства греков и римлян классицисты взяли лишь те правила, которые требовали соблюдения строгого порядка, логики и гармонии. Как известно, основой античной архитектуры является принцип прямых линий или идеального круга.

Классицисты считали этот принцип победой ума над чувствами, а в эпоху Возрождения ценилось, прежде всего, чувство. В этом и заключаются отличия в наследовании и возрождении античного искусства в разные времена. Классицисты считали, что существуют определенные правила, по которым творится красота. Если художник точно будет следовать им, у него выйдет совершенное художественное произведение.

Кроме того, классицизм — стиль в искусстве, который требует соблюдения наиболее строгой дисциплины формы и содержания. Французского писателя Никола Буало считают теоретиком эпохи классицизма. В трактате «Поэтическое искусство» он вывел правила классицизма.

Эпоха классицизма породила великих драматургов, которыми были трагики Корнель и Расин, комедиограф Мольер.

Критерии совершенного искусства — ум, логика, правила.

Правила классицизма:

1) Изображение героев положительных или отрицательных.

2) Соблюдение в драматургии правила трех единств: единство действия, единство времени, единство места.

3) Подчеркивание в образах героев одной черты характера.

4) Конфликт страсти и обязанности — ум побеждает.

5) литературные жанры делились на «высокие» , «средние» , «низкие» .

IV. Рефлексия.

1. Работа в парах.

Сформулировать ответ на вопрос: «Каким должно быть художественное произведение согласно правилам классицизма?». .

2. «Микрофон».

Продолжите предложение: «Сегодня на уроке я узнал…».

V. ДОмашняя задача.

Найти в словарях и выписать в тетради значения таких понятий: «трагедия», «трагикомедия», «драма»; найти сведения о биографии и творчестве Мольера.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Классицизм как художественное направление в литературе ХVII ст. Философская и эстетичная основа классицизма