Классики русской литературы XX века и революционное движение

Русская художественная литература XIX века блистает длинным рядом имен, давно получивших не только национальное, но и мировое признание. В этот классический ряд выстроились такие изумительные фигуры, как Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Толстой и другие — вплоть до Чехова. Все они вышли из определенной социальной среды, каждый из них был тесными узами связан со своим классом и являлся его певцом и пророком, порой жестоко обличающим, беспощадно бичующим, но всегда во имя утверждения, а не во имя разрушения его.

И

не их «вина», если тонкое мастерство дало художественное отображение жизни господствовавшего тогда класса, иногда потрясающее современного нам читателя и заставляющее его воскликнуть: «До чего же слепы были эти гиганты, докатившись от «Ревизора» и «Мертвых душ» до «Переписки с друзьями» «, от «Казаков», «Войны и мира» до проповеди непротивления злу, от «Записок из мертвого дома» до пасквиля на революционное движение — «Бесов» !»

Девятнадцатый век принес на арену нашей истории все более и более нарастающее революционное движение. Но ни декабристы, ни петрашевцы, ни

бунтарство, ни хождение в народ, ни террор «Народной воли», ни зарождающийся русский марксизм никого из этих больших художников не привлекли на свою сторону. Иные слегка всему этому сочувствовали, иные, случайно попав в чуждые для них революционные ряды, бежали оттуда без оглядки, иные же вели открытую борьбу с ними. Наши писатели — классики не пошли одним путем с революционерами.

Порой их пути скрещивались, но никогда не сливались, а часто далеко расходились. И это не случайно. Являясь величайшими художниками, порой очень высоко стоя нравственно, как отдельные личности, они политически никогда не поднимались выше среднего уровня своего класса.




Классики русской литературы XX века и революционное движение