Классовый характер литературы
Но, читая и изучая художественную литературу, надо хорошо помнить одно чрезвычайно важное положение: литература не пассивно отражает жизнь, но объясняет ее, выносит изображаемым явлениям, по выражению Чернышевского, «приговор». Писатель — человек, мыслящий и чувствующий, принимающий участие в общественной жизни своего народа, в классовой борьбе своего времени. Одну и ту же тему писатели разрабатывают по-разному, в зависимости от того, интересы какого класса они отстаивают.
Так, например, реакционные писатели прошлого рисовали представителей
Они подчеркивали и вы давали за национальные лишь, те черты, которые воспитывали в народе господствовавшие классы, чтобы держать его в повиновении,
По в изображении передовых писателей, например великого народного пола Пушкина, народ не таков. В повести «Дубровский» Пушкин отмечает, что среди дворовых Троекурова есть покорные рабы, но массы крепостного крестьянства ненавидят своих угнетателей. Крестьянство враждебно относится к насилию и произволу, оно стоит на стороне справедливости и охотно поддерживает Владимира
А в образе Пугачева Пушкин воплотил лучшие черты русского национального характера: свободолюбие, сметливость, честность, твердость воли, решительность и бесстрашие.
В обществе, где существуют угнетатели и угнетенные, литература не может быть однородной, выражающей общие для всех интересы и взгляды.
Отражая борьбу классов и принимая в ней деятельное участие, каждая национальная литература неизбежно раскалывается на два враждебно противостоящих друг другу лагеря. В одном из них — слуги и защитники правящих классов, реакционные писатели; в другом — борцы за новое, передовое, за подлинные интересы народа и родины. Лучшие русские писатели всегда стремились стать ближе к народу, к трудящимся массам, выразить их думы и чаяния.
В этом источник силы и долговечности их творчества.
Классовый характер литературы