КМК в годы Великой Отечественной войны
Методические рекомендации По подготовке урока
Авторы-составители: Л. Ф. Мищенко, учитель истории, А. Н. Новокрещенова, учитель русского языка и литературы. Пособие включает в себя конспект ретроспективного интегрированного урока по истории и литературе родного края и методические рекомендации по его проведению. Данное пособие предназначено учителям истории и литературы, работающим в старших классах общеобразовательных и профильных школ. Введение Изменения, происходящие в стране в последнее десятилетие, повлекли за собой, несмотря ни
Развитие, как известно, осуществляется через инновационный процесс, то есть через процесс разработки и освоения новшеств, а последнее предполагает поисково-исследовательскую деятельность педагогов. Творить, искать, экспериментировать, постоянно обновлять содержание и методы работы по созиданию личности школьника является теперь не только правом, но и обязанностью учителей, что официально закреплено в Законе РФ «Об образовании» и в Примерном положении о средней образовательной школе.
Выбирать методы, средства, технологии обучения необходимо, опираясь на требования
Важное значение в преподавании истории и литературы играет изучение родного края, его прошлого и настоящего. Значение регионального компонента в развитии образования нельзя недооценить. Этот компонент важен, так как учитывает особенности каждого конкретного района, города, области. Особое место в образовательной политике района занимают уроки истории и литературы.
Краеведение — одна из дисциплин, которая обладает довольно широким образовательно-воспитательным потенциалом. Учащиеся, вовлеченные в краеведческую деятельность, помимо получения знаний сверх учебных программ по истории и литературе, культуре, природе родного края, получают возможность формирования и развития различных навыков удовлетворения своих творческих потребностей. Задача учителя состоит в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к знанию своего края, научить их понимать цель изучения тех или иных объектов, явлений, научить вести исследовательскую работу.
На изучение регионального компонента в требованиях к образовательному минимуму содержания образования выделяется 10 — 15% учебного времени. Как готовить интегрированные уроки Урок был, есть и в ближайшем будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе. Современный школьный урок постепенно избавляется от жесткой временной регламентации, строгой дисциплины, слепого подчинения учеников учителю.
Раздвигаются и рамки учебного материала, выход за пределы которого до недавнего времени был запрещен.
Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничество учителя и ученика. Предметы «История» и «литература» — едва ли не самые «интегрированные» школьные дисциплины. Интегрированный урок сегодня — это новая, пока еще не освоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.
Понятие интеграция происходит от лат. integer — цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае — пространства школьных предметов. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.
Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит сближение и взаимодействие двух и более дисциплин, и ученик здесь выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику — участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования: — умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники; — навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации; — умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию; — выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других; — выступать публично, литературно выражая свои мысли.
При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе, независимо от уровня их подготовки.
Поэтому важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными этапами учебного процесса опрос — объяснение — закрепление — задание на дом для учителя открывается возможность применения и своих собственных разработок и находок. Интегрированный урок требует тщательного планирования, т. к. учащимся предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме, что требует определенных интеллектуальных усилий.
Работа над уроком состоит из трех основных этапов. 1. Подготовительный этап.
Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими школьными предметами, составляется план-конспект урока. Учащиеся подбирают дополнительную литературу, иллюстрации, аудио — и видеоматериалы, получают индивидуальные задания. 2. Основной этап.
Организация и проведение урока любого типа. 3. Заключительный этап. Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока.
Намечает вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организует обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем. История и литература, как никакие другие предметы, теснейшим образом связаны между собой и формируют мировоззрение ученика.
История, будучи наукой о совершившихся фактах, предлагает нам, живущим сегодня, извлекать из нее уроки, а литература, способствуя духовному и эмоциональному обогащению личности, помогает в нравственных категориях осознать и прочувствовать эти самые уроки.
КМК в годы Великой Отечественной войны