Княгиня Литовская. Роман
«Княгиня Литовская» но нраву стоит во главе ряда произведений, непосредственно близких «Герою нашего времени»
Если «Героя» — это роман в новеллах, то «Княгиня Лиговская» так и выполнялась как именно роман, в цельном смысле этого слова. Как и положено роману из современной жизни тех лет, он включал в себя очерки нравов, панораму светских характеров и иное. Действует в нем и Печорин, но это по совсем тот Печорин, что в «Герое».
Во-первых, как упоминалось, есть портретные и вообще психологически-изобразительные разночтения.
Во-вторых, Печорин «Княгини Литовской» неинтересней Печорина окончательного, в нем как бы не хватает второго плана. Порой он просто светский человек, и не более. Проблематика романа идет в иной плоскости, чем в «Герое».
Замешана тема маленького человека и подобное; это совершенно иной ракурс ЖИЗНИ, чем «проблема Печорина» как таковая. Сама изобразительная фактура «Княгини» несомненно роже и плоскостней, чем «Героя».
Тем не менее «Княгиня
Соответственно в этом издании она открывает ряд текстов, сопутствующих «Герою нашего времени» и оттеняющих его.
Паганини, Иванова и Россини: II. Паганини — знаменитый итальянский скрипач и композитор. Н. К. Иванов — русский певец.
Д. Россини — великий итальянский композитор; он прославился с молодости, в Европе и России времен Лермонтова его уже знали и чтили.
Давали «Фенеллу» — опера французского композитора Д. Обера. Полное название «Фенелла, или Немая из Портичи». В Александрийском театре шла с 1834 г.
См. выше об атмосфере романтического искусства.
Стр. 166, 167, 175. Он. получил такую охоту к перемене мест — раскавыченная цитата из «Евгения Онегина»; последний Новик — роман И. Лажечникова под тем же названием вышел в Москве в 1833 г.; герой — сын сестры Петра — Софьи, загадочный персонаж; Брюллов — автор знаменитой романтической картины «Последний день Помпеи», 1830-1833.
Княгиня Литовская. Роман