Когда впервые в поэзии Твардовского появляется образ Василия Теркина?
Когда впервые в поэзии А. Твардовского появляется образ Василия Теркина?
В статье «Как был написан «Василий Теркин»» Твардовский отметил, что «Василий Теркин» известен с 1942 г., но «Васю Теркина» знали еще с 1939 г., со времен финской кампании. Тогда редакция газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» решила создать серию смешных рисунков со стихотворными подписями о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца. При обсуждении были высказаны противоречивые суждения. Поэт Ц. Солодарь в воспоминаниях
5 января 1940 г. за подписью Твардовского появился в газете первый стихотворный фельетон под заглавием «Вася Теркин». «Отдав дань «Васе Теркину» одним-двумя фельетонами, — писал Твардовский в своей статье, — большинство его «зачинателей» занялись каждый по своим склонностям другой работой в газете… Основным автором «Теркина» стал А. Щербаков, красноармейский поэт, давний работник редакции».
Во время
Вскоре замысел соединился с именем Васи Теркина. Полуфольклорный образ был хорошим основанием для задуманной книги: жизнелюбие героя обеспечивало оптимистический настрой произведения, необходимый, по мнению Твардовского, «для преодоления сурового материала этой войны». Юмор должен был соединиться с лиризмом.
В феврале и марте 1941 г. работа над новым произведением стала основным делом поэта, хотя она продвигалась медленно и напряженно.
22 июня 1941г. прервало работу над еще неоконченным «Введением» к поэме. А 23 июня Твардовский был назначен на должность «писателя» в газету «Красная Армия» Киевского военного округа. Летом 1941 г. поэт объездил почти всю Украину. Закончил войну в Кенигсберге. В первые месяцы войны Твардовского захватила журналистская работа: он написал много стихотворений и фронтовых очерков.
Видимо, поэма о финской кампании перестала быть актуальной. И только через год поэт понял, что поэму можно продолжать на новом материале, в новом ключе.
До этого в газете «Громилка» Твардовский помещает без подписи написанные им совместно с украинским поэтом Б. Палийчуком, писавшим на русском языке, стихи об удачливом казаке Иване Гвоздеве и партизане деде Даниле, ритмически очень похожие на будущую поэму «Василий Теркин». Ивана Гвоздева придумал Палийчук, но это был герой того же типа, что и Вася Теркин, а дед Данила фигурировал еще в ранних стихотворениях Твардовского. Начало, написанное Твардовским, звучало совсем по-теркински:
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под зябким кровом —
Лучше нет простой, здоровой,
Прочной пищи фронтовой.
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой На войне одной минутки Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой…
Последняя строфа без изменений вошла в окончательный текст поэмы. Но в целом весь этот материал по жанру и стилю продолжал традицию лубочного «Васи Теркина». Подобные материалы о Танкине, Иване Штыке, Гранаткине, Фоме Смыслове и др. часто помещали во фронтовых газетах многие советские поэты.
Насчитывают более 60 таких героев.
В середине июня 1942 г. Твардовский вернулся к мысли продолжать «Василия Теркина», и начинается работа над текстом книги про бойца. Иначе осмысляется образ главного героя — Василия, а не Васи, Теркина. Вася Теркин финской кампании «оказался только однофамильцем и тезкой нового героя Твардовского, изображенного теперь всерьез».
Основная работа над поэмой была завершена летом 1945 г. Примечательно, что последняя глава была если не написана, то по крайней мере начата 9 мая 1945 г. Твардовский внимательно следил за новыми изданиями поэмы и почти в каждое вносил новые поправки.
Поэма уже во время войны стала очень популярна. Среди откликов читателей были и «продолжения» «Василия Теркина» в стихах, написанные в основном непрофессиональными литераторами. Читатели делились с Твардовским своими замыслами описать нового Теркина, героя труда. В послевоенное время количество продолжений увеличилось.
Читатели, отчаявшись дождаться продолжения, сами брались за перо, чтобы «призвать Твардовского к труду». В их пожеланиях и продолжениях судьба героя соотносилась с их профессией. Одни видели Теркина в армии; другие считали, что он вернулся в колхоз; третьи — что лучше всего ему пойти на великую стройку, например Волго-Донский канал. Некоторые читатели допускали сразу несколько возможностей: шахтер, рабочий, судья, хоккеист, комбайнер, руководитель хора или драмкружка. Были и печатные продолжения поэмы, например «Василий Теркин на заводе» Б. Шершова.
Позже появились «сыновья» и «племянники» Теркина, в соответствии с интересами читателей даже возраст Теркина претерпевает изменения. Некоторые из «продолжений» были напечатаны, например «Яша Теркин» М. Ивановой. Тот факт, что образ Теркина перекочевал в полуфолыслорную среду, мог радовать только Твардовского.
Уже само многообразие пожеланий относительно дальнейшей судьбы Теркина делало затруднительным продолжение поэмы, но главное, по словам Твардовского, что эта «книга, родившаяся в особой, неповторимой атмосфере военных лет, и что, завершенная в этом своем качестве, книга не может быть продолжена на ином материале, требующем иного героя, иных мотивов».
Когда впервые в поэзии Твардовского появляется образ Василия Теркина?