Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега
В этих комедиях показана и борьба молодежи с домостроевскими обычаями, и новый взгляд на ценность человека, не зависящую от его происхождения, и стремление женщины отстоять свои человеческие права. Здесь звучит гимн раскрепощающейся человеческой природе, ее красоте, воле, энергии. Не случайно большое место отводится в этих пьесах женщинам, которые зачастую являются инициаторами и ведущими сложной интриги.
Характерно, что препятствием к соединению влюбленных у Лопе в большинстве случаев является или бедность, или сословное неравенство.
По
На проблеме социального неравенства любящих завязан узел интриги одной из лучших комедий Лопе де Вега — «Собака на сене». Знатная и богатая графиня Диана де Вельфлор полюбила своего секретаря — то есть слугу — Теодоро. И борьба чувства с сословным понятием дворянской чести является основной темой и одновременно
Образ Дианы разработан в пьесе с психологической точки зрения очень тонко. Любовь к Теодоро возникает у нее сначала «из ревности»: Теодоро отважился обратить внимание на другую женщину, в то время, как рядом есть она — признанная красавица! А может она и раньше в глубине души была не безразлична к своему красивому и умному слуге, а его роман с Марселой только «проявил» это чувство? Так или иначе сначала для Дианы это лишь игра, развлечение, еще один случай испытать силу своего женского очарования… Но постепенно, пристальней приглядевшись к Теодоро и сравнив его со своими знатными тупицами-женихами, ничего лучшего не придумавшими, как нанять убийцу для устранения соперника, Диана начинает по-настоящему любить.
И тут шутка угрожает обернуться трагедией, ибо на пути чувства встает ее дворянская честь, запрещающая любить безродного юношу. «Собака на сене», не решающаяся ни «съесть самой», ни отдать Теодоро Марселе.
Гордая Диана по-настоящему страдает, теряет равновесие, делает глупости, компрометирует себя и шлет проклятие своей чести. Проклиная «людскую честь», Диана, разумеется, не понимает, что речь идет не о чести подлинной, а о чести кастовой, аристократической, действительно являющейся «нелепым вымыслом», не имеющим ничего общего с понятием о личных качествах человека, с тем истинным достоинством, «внутренним благородством», которое заставит плебея Теодоро разоблачить выдумку Тристана, не позволит строить счастье на обмане, принудит его — любящего и любимого — официально признанного сыном графа Лудовико, просить у Дианы разрешения уехать — Не оскорбив в моей сеньоре Любовь, и кровь, и совершенства.
Подлинное представление о чести в этой комедии свойственно лишь Теодоро. Этот образ безродного юноши, красивого, умного, смелого, гордого тем, что его единственный отец «мой ум, мое к наукам рвенье, мое перо» воплощает новый, демократический идеал человека возрождения. Теодоро — истинный герой литературы возрождения, уже не раз являвшийся в произведениях писателей-гуманистов от Бокаччо до Сервантеса, а в комедиях Лопе победоносно вступивший на театральные подмостки.
Демократическое и реалистическое звучание пьесы значительно усиливается образом Тристана, слуги Теодоро. «Ножны этого кинжала», «рукоятка этой шпаги», как шутливо рекомендует он себя, Тристан является фактически той рукой, которая фехтует шпагой, направляет кинжал.
Разумеется, образ комедийного слуги, держащего в своих руках основные нити интриги, не был новым в драматургии, но у Лопе де Вега этот слуга вышел таким живым, ловким, умным и находчивым, что перед ним бледнеют его прототипы и наследники. Вообще образ слуги — грасьозо — восходит у Лопе к традициям народного площадного фарсового театра. Его слуги не только комичны, но ироничны и умны.
Близкие родственники Санчо Пансы, они оценивают происходящее с точки зрения народного здравого смысла, шуткой, пословицей, подходящим к случаю анекдотом, «приземляя» высокие порывы своих увлеченных и ослепленных чувствами господ, когда их уж слишком «заносит», но зачастую именно они решают участь героев, устраивают их счастье.
Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега