Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над Человеком
Драматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии «Сто тысяч» в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение.
Главным персонажем произведения есть Герасим Мошна. Жизнь в его понимании состоит из двух понятий
Глянешь глазом вокруг — это твое, там стадо пасется, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь: и все то деньги, деньги, деньги…».
Он не видит другой цели в жизни, как накопление земли, мечтает о том времени, когда дом его «разопрет деньгами». Только деньги могут вызвать у него кроткие чувства, песню, минутку внимания
Беспощадно высмеивает драматург все безобразное и низкое.
В жизни, писатель-сатирик делает это во имя победы благородных и светлых основ жизни. В пьесе видно стремление автора подвести читателя и зрителя к полным положительным моральным выводам. Лучом своих этических взглядов драматург освещает каждое действующее лицо, каждую ситуацию и сцену в комедии.
Самым оригинальным достижением Карпенка-Карого в пьесе «Хозяин» есть образ Пузыря. Его нельзя считать целиком отрицательным героем, так как ярко выражены в характере персонажа и положительные черты. Следует отметить, что в семье Терентия Гавриловича властвует согласие, в этом есть и его заслуга. Пузырь любит свою дочь, гордится ее умом и образованностью, хотя до конца понять Соню ему не разрешает направленность на обогащение.
Наверное, самое большое его положительное качество умение вести хозяйство. Он трудолюбивый, заботливый, непоседливый, инициативный. Разве не трогает, когда он, смертельно больной, проявляет заботу о двух овечках.
У Пузыря был талант господаря-агрария, который, к сожалению, при тогдашней системе порождал зло и разорение сотен и тысяч людей.
В образе Пузыря Карпенко-Карий художественно убедительно доказывал, что не в богатстве счастья. Ведь счастливым миллионер не был, его жизненные принципы испытают крах: хищнические методы хозяйствования вызывают бунт рабочих; дочь имеет намерение выйти замуж, не считаясь с волей отца; за участие в мошенничестве его привлекают к ответственности, а непомерная зажерливость приводит до трагического конца. Итак, Пузырь стал, жертвой своих же миллионов. Для более яркого изображения образа главного героя писатель мастерски срисовал людей, между которыми жил и с которыми общался Пузырь.
Двое из них — Феноген и Лихтаренко — восприняли его науку и теперь своими принципами и жизненной целью ничем не отличаются от хозяина.
Образ Золотницкого драматург ввел, чтобы показать победу буржуазии в экономическом соревновании с дворянством. Образы Сони и Калиновича свидетельствуют о неравнодушии интеллигенции того времени к человеческой судьбе. Этими образами автор комедии утверждает, высказываясь его собственными словами, «идею любви, идею счастья, идею экономического благосостояния народа».
Писатель обнаруживает глубокую уверенность в том, что мир неправды и зла обречен на гибель, которая в будущем восторжествует «Высшие идеалы общего добра; исчезнут причины, которые рождают эгоизм, жадность и вражду между людьми».
Итак, произведение Карпенка-Карого — социальная сатирическая комедия, в которой высмеиваются и осуждаются явления, рожденные капиталистическим порядком, разоблачаются «властители» жизни — капиталисты, подчеркивается аморальность их поступков. В пьесе подвергаются высмеиванию и отдельные бытовые явления, которые возникли как следствие безобразных отношений в эксплуататорском обществе.
Хотя в комедии драматург и не создал положительного героя, который бы резко противостоял хищнику-миллионеру, а представители народных масс выступают лишь эпизодически, однако идеал автора довольно выразительный. Разоблачая и высмеивая, он вместе с тем утверждал то положительное, справедливое, носителем которого был народ.
Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над Человеком