Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»
В этой публикации вы познакомитесь с героями. Описание, портрет, диалог. Значение экспозиции в литературном произведении.
В первой главе указывается, что Остап и Андрей учились в киевской бурсе, а во второй говорится: «они были отданы по двенадцатому году в Киевскую академию», однако и здесь слово «бурса» часто повторяется, говорится даже о «республиканском устройстве бурсы», о «голодной бурсе» и т. д.. Остап и Андрей были отданы именно в Киевскую академию, где проучились не менее восьми лет, жили же они в бурсе, т. е. в общежитии
В конце XVI — начала XVII вв. в жизни украинского народа наступает коренной поворот — начало народно-освободительных
Это исторический факт, относящийся к 1638 г. Значит, имеются в виду восстания, разделенные почти полувеком.
В произведении же время между двумя походами запорожцев кажется гораздо меньшим».
Необходимо сделать уточнение. В повести «Тарас Бульба» Гоголь не изображает поход Наливайко, однако страшная и жестокая казнь гетьмана потрясла запорожцев, стала первопричиной их выступления. Вот как Гоголь описывает всеобщее потрясение, вызванное сообщением о жестокой казни гетьмана: «Колебнулась вся толпа.
Сначала на миг пронеслося по всему берегу молчание, которое устанавливается перед свирепою бурею, и потом вдруг поднялись речи, и весь заговорил берег… Теперь уже все хотели в поход, и старые и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу, отмстить за все зло и посрам-ленье веры и казацкой славы…»
Приступая к непосредственному чтению и комментированию первой главы, обращу внимание на оригинальное начало повести, так восхитившее Пушкина. Встреча Тарасом Бульбой сыновей, вернувшихся домой после обучения в Киевской академии,- это прежде всего серьезный экзамен на стойкость убеждений, верность отцовским и дедовским
Обычаям. Андрий не выдерживает этой первой проверки, он действительно «мазунчик»: академическая наука изнежила его характер, сделала его уступчивым, воспитала романтическое мировосприятие, что отразилось в его любовном приключении — встрече с прекрасной и ветреней полькой. Не такой Остап, который с детских лет рвался на Запорожье, и его не столько силой, сколько угрозой, что он «не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем паукам», заставили окончить полный курс академии.
Обычаи казацкие он помнит, а бойцовские качества, силу и удаль проявляет в первой же встрече с воображаемым «обидчиком», показывая не только, каков он «человек в кулаке», но, главное, каков он «человек в уме»: в битве за правое дело он не уступит и отцу!’ «Внезапное решение» Тараса Бульбы отправить сыновей на Запорожье — давно продуманный ход: «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму». Этой мыслью только и жил старый Тарас.
Связующее звено, кульминационный момент в разговоре за обедом — Запорожье, казачьи обычаи и, конечно же, казачье окружение. Уже представляя гостям сыновей, Тарас говорит, что вскоре отправит их в Запорожскую Сечь. «Тости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело делают и что нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».
Почувствуйте непринужденную обстановку В скромной Тарасовой светлице, где выделялось лишь воинское оружие и другие атрибуты боевого казацкого быта, и душевное движение старого, коренного полковника, настолько взволнованного встречей с сыновьями, что он тут же принимает решение ехать с ними на Запорожье. Вот это активно-действенное начало Тараса Бульбы выгодно отличает его от тех, кто уже перенимал «польские обычаи», заводил «роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы». И дальше обратите внимание на авторское отношение к Тарасу: «Он любил простую жизнь Козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов». Тарас Бульба должен предстать перед вами как подлинный защитник поруганных народных прав и обычаев, как идеальное воплощение подлинного героического начала и воинского духа. Необходимо обратить внимание на переживания матери Остапа и Андрея, на силу ее материнского чувства.
Отрывок: «Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда!» — должен быть прочитан учителем.
Важно почувствовать всю поэтическую силу, с какой Гоголь художественно воплощает безмерное материнское горе, страдания женщины-матери, навсегда расстающейся с сыновьями, которую теперь ожидают бессонные, тревожные ночи и горькое одиночество.
В заключение можно предложить ряд вопросов, которые помогут вам глубже осознать идейный пафос изученных отрывков как из повести «Тарас Бульба», так и ранее прочитанной «Страшной мести»:
Что общего в содержании повестей «Страшная месть» и «Тарас Бульба»? Какова основная тема повести «Страшная месть»? Какие отрывки произвели на вас наибольшее впечатление?
Нарисуйте словесный портрет Данилы Бурульбаша и Тараса Бульбы. Что общего в их характерах? О чем говорит обстановка в доме Тараса Бульбы? С помощью каких поэтических средств воссоздается горе и страдание матери?
Какими вы представляете себе Остапа и Андрия?
Комментированное изложение первой главы повести «Тарас Бульба»