Комметарии к произведениям
Настоящее двухтомное издание сочинений Афанасия Афанасьевича Фета впервые включает в себя не только поэтическое наследие, но и прозу и письма поэта.
Творческая деятельность Фета продолжалась более полувека. В 1840 году он издает свой первый поэтический сборник «Лирический Пантеон», к которому впоследствии отнесся весьма строго: только четыре стихотворения Фет взял оттуда при подготовке нового сборника, вышедшего в 1850 году. Это издание, представившее впервые читателю мир фетовской поэзии в целостном виде, стало как бы основой еще
Фет надолго уходит из литературы; но через двадцать лет его новая лирическая книжка показала читающей публике, что старый поэт не только не «иссяк» и не «выдохся», но поистине обрел новое поэтическое дыхание: четыре сборника, выходившие под общим названием «Вечерние Огни», образовали вместе целый поэтический мир «позднего Фета». Но эта поэзия органически продолжала все основные темы, мотивы, образы «раннего Фета»; поэт решил объединить оба периода своего творчества и, обогатив
План завершающей книги, к счастью, дошел до нас — и тем самым решается вопрос о композиции собрания сочинений Фета. Композиция эта весьма своеобразна и восходит к сборнику 1850 года, основную часть которого составляли разделы жанрового и тематического рода. Идея подобной «циклизации» принадлежала А. Григорьеву, который принимал участие в подготовке сборника своего друга. Для творческой деятельности поэта на всем ее протяжении вообще характерно присутствие «литературных советников». Один из таких советников старика Фета, поэт и философ Владимир Соловьев, составлял первоначальный план итоговой книги; в мае 1892 года он приезжал к Фету в Воробьевку, где гостил еще один участник предполагавшегося издания — критик Ю. Говоруха-Отрок, который собирался писать предисловие к новому сборнику Фета.
Смерть поэта помешала осуществить задуманную книгу; правда, стараниями вдовы поэта, Н. Страхова и великого князя К. Романова в 1894 году вышло в свет посмертное издание лирических стихотворений Фета, однако хотя оно и основывалось на авторском плане, но существенные отступления, сделанные редакторами, не позволяют считать его реализацией замысла поэта.
Лишь в советское время появились издания, отражающие последнюю волю Фета: это, прежде всего, два полных собрания стихотворений Фета, подготовленные авторитетнейшим знатоком поэта Б. Бухштабом. Первый том настоящего издания также строится на двух планах итогового сборника, которые дошли до нас : «Соловьевский»-более ранний, предварительный, но охватывающий все разделы книги, и «Фетовский» — более поздний, окончательный, но обнимающий только раздел оригинальной лирики.
Рассмотрение такого характерного для фетовской творческой деятельности явления, как непременное участие в ней «литературных советников» — хотя участие их приносило поэту не только пользу, но и ущерб,- заставляет взять за основу текстологические принципы, предложенные Б. Бухштабом в издании Фета 1959 года. При этом в комментариях приводятся полностью существеннейшие, имеющие самостоятельное художественно-смысловое значение, варианты некоторых стихотворений.
Комментарии настоящего тома не ставят целью охватить все стихотворения; подобно научному аппарату других массовых изданий Фета, комментарий этот выборонен. Отбор сделан таким образом, чтобы читатель наряду с необходимыми сведениями справочного характера получил в свое распоряжение дополнительный материал для постижения самых существенных сторон жизни и творчества поэта.
Источники:
- Фет А. А. Т. I. Стихотворения; Поэмы; Переводы. /Сост., вступ. статья и коммент. А. Е. Тархова. 1982.
575 с.
Аннотация:В первый том вошли стихотворения, поэмы и переводы Л. А. Фета.
Комметарии к произведениям