Композиция произведения «Красное и черное», связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры»

Роман «Красное и черное» вырос на творчески обработанной документальной основе: С. Поразила судьба двух молодых людей, приговоренных к смертной казни: один из них, Берте, молодой честолюбец, но личность крайне ничтожная, стрелял в мать девушки, гувернером которых он был. Второй, Лаффарг, рабочий-краснодеревщик, увлекающийся философией и литературой, был скоромен и горд. Влюбившаяся в него и отвергнутая девица обвинила его в попытке насилия.

В обоих случаях С. Видел характерное явление времени: общество убивает молодых людей, вышедших

из третьего сословия, если они не подчиняются рутине, стремятся реализовать свои внутренние незаурядные возможности. Прототипы этими чертами обладали, однако, напомним, что С. «придавал» своим героем » немного более ума».

В романе он создал типическую картину жизни современного ему общества. В обращении к читателю автор сообщает, что » нижеследующие страницы были написаны в 1827 г.». К подлинности даты можно относиться с осторожностью, как и ко многим подписям и эпиграфам: в романе упоминаются события, которые произошли во Франции в 1829 и нач.

30 годов, а многие эпиграфы были сочинены самим автором,

хотя и были приписаны Гоббсу, Макиавелли, Канту и др. Действительно подлинны лишь эпиграфы из Шекспира, Байрона и древних авторов. Зачем?

Как художественное средство воссоздания колорита подлинности и для того, чтобы авторская мысль, выраженная образами, не всегда однозначно истолковываемыми, получила большую ясность. Иногда же подпись несла в себе и скрытую, революционную направленность:

«Правда, горькая правда!», — эпиграф к первой части романа — приписан Дантону, деятелю ВФР. В самом романе о революции не говорится, но имя Дантона поневоле направляет мысль к 1789г.

С Дантоном не раз сравнивает Жюльена Матильда, снова соотнося характеры с революционным прошлым и заставляя задуматься о возможном революционном будущем. Эпиграф » из Дантона» сменяется эпиграфом «из Гоббса»: » Соберите вместе тысячи людей — оно как будто и не плохо. Но в клетке им будет не весело».

Весь роман — исследование направлен против тирании, тирании государственной власти, религии, привилегий рождения. Творческие задачи диктовали и систему образов: дворянство — де Ренали, буржуазия — Фуке, Вально, духовенство — аббат Шелан, мещанство — Сорели, полковой врач армии Наполеона и мировой Судья. Вторая группа — духовенство Безансона — семинаристы, аббат Пирар, Фрилер, Милон, епископ.

Вне Безансона — епископ Агдский. Высшая аристократия — де Ла Моль и посетители его салона.

Система образов, дающая возможность широко осветить жизнь и конфликты современной С. Франции, диктовала и построение романа, разделенного на две части, при этом события развертываются в 3х городах — Верьере, Безансоне, Париж. Напряженность конфликта увеличивается по мере приближения к Парижу, однако личный интерес и деньги господствуют везде. Де Реналь — аристократ, женившийся ради приданного, стремящийся выдержать конкуренцию буржуа, завел фабрику, но в конце романа ему все равно придется уступить — мэром города становится Вально. О Вально сам автор еще в начале романа сказал, что он » собрал самую шваль от каждого ремесла» и предложил им:» Давайте царствовать вкупе». С. Знает, что в его время господа, подобные Вально, становятся социальной и политической силой.

Именно поэтому Вально отваживается прийти к де Ла Молю, а надменный маркиз принимает невежду, надеясь на его помощь во время выборов. » Основной закон для всего существующего, это уцелеть, выжить».

Вопросы политики органически входят в роман, соединяясь с резкой критикой религии и клерикалов В чем смысл деятельности духовного лица, думает Жюльен — семинарист: » Продавать верующим места в раю». «Омерзительным» называет С. Существование в семинарии, где воспитывают будущих священников, наставников народа: там господствует » лицемерие», » мысль там считается преступлением», » здравое рассуждение оскорбительно». Аббат Пирар называет духовенство » лакеями, необходимыми для спасения души». В психологическом романе С. Духовенство, как и аристократия и буржуазия, принимают черты гротеска.

Автор не ставил себе целью создать сатирический роман, но общество, где господствует «гнет морального удушья» и » малейшая живая мысль кажется грубостью», само по себе является гротесковым.

«Красное и черное» — социально-политический роман, в котором явственно проступают черты романа-воспитания: в первой его части перед нами не знающий жизни юноша, который удивляется всему увиденному и постепенно начинает его оценивать, во второй части — уже человек с некоторым жизненным опытом, решающийся действовать самостоятельно, но в финале приходящий ко тому, что ему, » возмутившемуся плебею», к тому же еще умному, деятельному, честному в основе своей — нет места в этом мире.

В стремлении охватит все сферы современной общественной жизни С. Сродни его мл. современнику Бальзаку, но реализует эту задачу по-новому. Созданный им тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя. В этом С. Тяготеет к традиции романистов 18 в., в частности, к высокочтимому им Филдингу.

Однако в отличие от него автор «Красного и Черного» строит сюжет не на авантюрно-приключенческой основе, а на истории духовного становления героя, представленного в сложном и драматическом воздействии с соц. Средой. Сюжетом движет не интрига, а действие, перенесенное в душу и разум Сореля, каждый раз строго анализирующего ситуацию и себя в ней, прежде чем решиться на поступок, определяющий дальнейшее развитие событий.

Отсюда и огромная значимость внутренних монологов, включающих читателя в образ мысли и чувства героя. » Точное и проникновенное изображение человеческого сердца» и определяет поэтику «Красного и черного» как ярчайшего образца социально-психологического романа в 19 века.




Композиция произведения «Красное и черное», связь с жанровыми особенностями «романа-карьеры»