Композиция рассказа А. Платонова «Корова»
Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том, что жизнь домашнего животного, коровы, помогавшей людям выжить в повседневном труде, составляет неотъемлемую часть и их эмоциональной жизни. Автор знает больше, чем его герой-подросток, поэтому он говорит о коровьей послушности «общему закону»: «она была полностью покорна жизни, природе и своей нужде в сыне, который еще не вырос, чтобы она могла оставить его…»; «она терпела и не понимала»;
Эту мысль Платонов высказал в более ранних своих крупных произведениях «Котлован», «Сокровенный человек». Отношение ребенка к происходящему не такое, как у взрослых: он ведь еще не знает того, что уже давно известно взрослым людям, он только постигает этот устойчивый жизненный порядок, безжалостный
Люди, по испокон веков заведенному порядку, держат домашнее животное, корову, потому что они должны «жить и питаться» . И в том никто не видит ничего предосудительного. Для родителей мальчика корова изначально — кормилица. Но постепенно забирая у бессловесного и неразумного животного все: молоко, теленка, жизнь, «внутренности и кости», они испытывают чувство вины и жалости. Люди погубили животное; сначала забрали теленка, а потом машинист не успел остановить свой паровоз, под который попала корова.
Жизнь людей поддерживается жизнью живых существ — в этом состоит драматизм, а в восприятии ребенка и трагичность закона природы.
Композиция рассказа передает естественный ход событий, последовательно протекающих во времени. Повествователь рассказывает о нескольких днях из жизни мальчика; два первых дня истории и два последних, между которыми пролегает неопределенный период времени, не отмеченный примечательными событиями. Каждый из сюжетно важных эпизодов начинается с указания на время, причем это время дня и отношение одного дня к другому, поэтому повторяются слова: сегодня, вчерашний день, утром, вечером, в сумерки, на другой день.
В рассказе о первом дне автор описывает главных персонажей — мальчика и корову, рассказывает «предысторию» — причину их тревоги. Чувство тревоги, возникающее уже в первый день, — в описании беспокойства коровы, в рассказе о больном теленке, которого увели, в утешениях мальчика, — усиливается в подробном повествовании об этом долго длящемся дне, о неизвестности и ожидании, мучающих людей и животное, звучит в описании осенней тоскливой погоды. Выполнение мальчиком рабочих обязанностей отца, выход Васи на железную дорогу, которая связывает полустанок с большими дорогами, а подростка с миром других людей, о котором он узнает в школе, дополняет картину жизни, в которой формировался характер главного героя.
Разговор Васи с вернувшимся отцом, поиски убежавшей коровы нагнетают напряжение и подводят к эмоциональной вершине, кульминации рассказа: корова погибла, и «Вася сел на землю и замер от горя первой близкой смерти». Он впервые видел страдания любимого существа и потерял его. Но жизнь людей продолжается по заведенному порядку, и мальчик принимает ее такой, как она есть.
Об этом последний эпизод рассказа, начинающийся со слов: «На другой день отец продал в сельский районный кооператив всю тушу коровы…». Центром эпизода стало сочинение мальчика «из своей жизни» — о корове и связанных с нею переживаниях, оставивших след в его жизни.
Действие происходит на полустанке «одноколейной линии железной дороги», откуда только до школы Васе нужно идти пять километров, а до района, станции, колхозного кооператива — еще дальше. Но пространство рассказа гораздо больше — мальчик «воображал в своем уме весь мир Нил, Египет, Испания и Дальний Восток, великие реки… — все это волновало Васю и влекло к себе». Но нужно ли побывать везде, чтобы узнать о жизни главное? В рассказе мальчик еще нигде не бывал, весь мир «был вдали от него», но он жил и «переживал другое», то, что не меняется в связи со сменой мест.
Композиция рассказа А. Платонова «Корова»