«Композиция «Ревизора» Гоголя»
Гоголь выступил новатором в комедии «Ревизор» во многих аспектах. Здесь полностью отсутствуют положительные герои; сюжет касается не личной жизни, а общественной; отрицательный герой Хлестаков благополучно избегает наказания; да и вся композиция произведения отличается от существовавших в то время пьес. А все события и поведение лиц логически обоснованы человеческими качествами персонажей.
В «Ревизоре» нет предыстории, а действие сразу же начинается с завязки. Причем с интригующей новости — «К нам едет ревизор». Именно страх чиновников послужил той силой, которая двигала все действие в комедии. Действительно, странный путешественник, который живет несколько недель и не платит денег, формально похож на проверяющего.
Поэтому переполох, возникший при его появлении, вполне логичен.
Далее следует сцена вдохновенного монолога Хлестакова. Он врет безудержно; сам верит в то, что говорит; сбивается с мыслей и несет чушь, но ему верят безоговорочно. Местные жители счастливы, так как обстоятельства складываются наилучших образом для всех.
Кульминация комедии — вскрытое письмо Хлестакова. Его характеристики персонажей веселят всех присутствующих, кроме того, о ком ведется речь. Затем следует гневный монолог Городничего, и у героев начинают открываться глаза: как можно было такую пустышку принять за важную особу.
И композиционная развязка — появление жандарма с известием о настоящем Ревизоре. Следует «немая сцена», во время которой все чиновники впадают в оцепенение. Так как теперь возмездие практически настигло героев, а вероятность того, что они смогут его избежать, ничтожно мала.
Настоящий Ревизор показан проснувшейся совестью, позволяющей взглянуть на себя так, как до этого никто никогда не делал: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».
«Композиция «Ревизора» Гоголя»