Композиция «Слова о полку Игореве» Часть первая: поход Игорева войска
— Вы прочитали дома первую часть «Слова о полку Игореве». Каковы ваши первые впечатления? Как вы поняли содержание этой части?
После беседы обратимся к композиции произведения. Исследователи установили, что композиция «Слова о полку Игореве» в высшей степени продуманная и стройная, что говорит о высокой литературной культуре автора литературного памятника Древней Руси. Композицию «Слова о полку Игореве» составляют зачин, основная часть и концовка.
Внутри основной, в свою очередь, выделяют три части:
Повествование
Центральный фрагмент, посвященный Святославу ;
Заключительный фрагмент, связанный с возвращением Игоря из плена.
Важную композиционную роль играют повторы: они помогают объединить относительно самостоятельные эпизоды в одно целое.
Отметим в тексте произведения границы частей.
Комментированное чтение первой части «Слова о полку Игореве»
Читая перевод «Слова о полку Игореве» на современный русский язык, комментируем исторические факты, обращение к Бояну как к представителю дружинной поэзии
Звать их к единству, показать им страшную опасность, нависшую над Русской землей.
В характеристике курян отметим фразу: «…ища себе чести, а князю славы». Она будет несколько раз повторяться в произведении.
Игорь продолжил поход, несмотря на затмение — плохое предзнаменование. Как вы думаете, почему?
Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?
Отметим, что описание начала похода отделяется от описания первой битвы восклицанием: «О Русская земля! Уже за холмом ты!»
Замечаем повтор: «Русичи широкие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю славы».
Все стихии участвуют в судьбе Игорева войска, предрекая страшную битву. Можно прочитать описание тревожных предощущений автора на древнерусском языке — этот отрывок звучит очень поэтично: «Другого дня велми рано… у Дону великаго!»
Описание грозных знамений завершается тревожным повтором: «О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»
Описание битвы сменяется обращением к Всеволоду. Затем автор прерывает повествование, чтобы вспомнить князя, который принес множество бед Русской земле, — Олега Гориславича.
Читаем описание нынешней, неслыханной рати, данное в традициях древнерусской воинской повести. В духе фольклорной традиции автор сравнивает битву с пахотой и пиром.
Появляется новый мотив — мотив печали, закрепленный фразой-повтором : «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилось».
Последний фрагмент первой части посвящен последствиям похода Игоря для Русской земли. Автор искренне горюет о пленении русских князей, дает характеристику тяжелым последствиям их необдуманного похода: Игорь и Всеволод «непокорством зло пробудили».
В реальности события развивались так: после небывалого на Руси известия о пленении четырех русских князей половцами киевский князь Святослав послал гонцов к своим сыновьям и ко всем другим князьям с призывом собраться в Киеве и выступить на половцев. В это время половцы уже напали на земли плененного Игоря. В Переяс-лавле их встретил Владимир Глебович, отец жены плененного Всеволода. Святослав встал с войском у Киева — охранять броды через Днепр и поджидать князей с дружинами. Но князья не спешили на помощь Киеву.
Ярослав Черниговский собрал войска, но не спешил соединиться со Святославом. Давыд
Ростиславич Смоленский привел свои полки на Киевщину, встал в тылу у Святослава и отказался двигаться дальше.
Войска Святослава и Рюрика, его соправителя, напрасно ждали помощи. В это время половцы напали на город Римов на реке Суде, «ополонишася полона, и пой-доша восвояси». Русские князья, не преследуя половцев, разоривших Римов, «возворотишася в домы своя».
Такого позора Русская земля еще не знала.
Автор осуждает политику русских князей, заботящихся только о собственном благе: «Затихла борьба князей с погаными, ибо сказал брат брату: «Это мое, и то мое же». И стали князья про малое «это великое» молвить и сами себе беды ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую».
Появляется новый мотив — мотив печали о погибших воинах, которых уже ничем не воскресить: «И Игоре-ва храброго полка не воскресить!» Эта фраза станет еще одним рефреном, объединяющим две части.
Завершая работу над первой частью, сделаем вывод, что она наиболее близка к жанру воинских повестей.
Предложим ученикам выбрать отрывок, который им кажется наиболее красивым, прочитаем его на древнерусском языке и вместе подготовим выразительное чтение этого отрывка.
— Отрывок для выразительного чтения: От слов: «Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень…» — до слов: «…рци, лебеди роспущени».
В этом отрывке важно обращение автора к землям, которые находились на окраинах или за границами Русской земли: этим как бы очерчивается ойкумена Киевской Руси. Див кличет так, чтобы прислушалась чужая земля: и Волга, и Поморие, и Посулие, и Сурож, и Корсунь, и Тмутороканский идол.
Телеги, скрипящие в полуночи, словно лебеди встревоженные, в «Задонщине» превратятся в лебедей, плещущих крыльями; в «Сказании о Мамаевом побоище» Дмитрий Во-лынец будет слушать в ночи, как «гуси и лебеди крыльями плещут, небывалую грозу предвещая».
В цикле А. Блока «На поле Куликовом» «лебеди роспу-щени» превратятся в символ тревоги:
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…
Работа с иллюстрациями
Ученики рассматривают репродукции картин В. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами» и Н. Рериха «Поход князя Игоря».
Какое впечатление оставляют эти картины? Как авторам удается передать трагизм ситуации?
Какие моменты похода Игоря изображены на этих картинах?
Картина Рериха — выступление воинов в поход, затмение солнца, предвещающее беды Русской земле. Картина Васнецова — воины, погибшие на поле боя, и два орла, сражающиеся между собой.
— Как вы думаете, почему художники выбрали именно Эти эпизоды «Слова о полку Игореве»?
Домашнее задание
Прочитать вторую часть «Слова…» . Отметить во второй части строки-рефрены.
Прочитать третью часть и «славу», выделить внутри нее три части, озаглавить каждый пункт.
Подготовить выразительное чтение на древнерусском языке отрывка из первой части.
Индивидуальное задание
Подготовить исторические справки о князьях, к которым обращается автор «Слова…».
Композиция «Слова о полку Игореве» Часть первая: поход Игорева войска