Конфликт красоты и морали в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»
Можно не доверять афоризмам, но выражение А. Э. Экзюпери «Все мы родом из нашего детства» подтверждено всей жизнью Оскара Уайльда. Родительский дом в Дублине был открыт для европейских знаменитостей и отмечался свободными для того времени порядками. Так же и добрый мальчик Оскар был не такой, как его ровесники — и в школе, и в Оксфорде. Таким он был почти до конца своей жизни.
И только Редингская тюрьма исправила положение: она сломала своего невольника. Уайльд обожествлял красоту. В мастерской Безила Ворда, увидев прекрасного натурщика,
Так начался «Портрет Дориана Грея».
Нет необходимости пересказывать фабулу произведения, так как она вкладывается в несколько слов: создан портрет, который принимает на себя года и поступки Дориана Грея. Два героя — Дориан и лорд Генри — превыше всего ставят именно красоту. И когда жизнь противоречит их эстетическим убеждениям, то они не считаются с жизнью.
Они не хотят
«Как это грустно! — пробормотал вдруг Дориан Грей, который все еще не отводил глаз от своего портрета. — Как грустно! Я постарею, став отвратительным уродом. А мой портрет будет вечно молодой. Он никогда не станет старше, этого июньского дня… Ох, если бы могло быть наоборот!
Если бы старел этот портрет, а я навсегда оставался молодым! За это… я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы!
Душу бы отдал за это». Казалось, пустые человеческие слова, тем не менее, это оказывается программой жизни. Он не хочет любить просто девушку: она должна быть великой актрисой, т. е. иметь «эстетичную ценность», а не жизненную.
И впервые на портрете Дориана Грея появилась жесткая морщина. И наибольшее переживание у любителя красоты вызвала не смерть девушки, а неэстетичные детали действий следователей в газете. И когда Дориан убивает творца волшебного портрета, его больше всего беспокоит снова неэстетичный вид мертвого тела при дневном освещении.
Но убийство остается убийством так же, как вина перед Сибилой — виной. Подменить реальную жизнь мечтой, какой бы красивой она не была, не выйдет. И приходит то самое время, когда главный герой решил избавиться от портрета и начать новую жизнь.
Искусство не было зеркалом, оно стало отражением становления человека как личности и как члена общества. Итак, делаем вывод: красота не может существовать вне морали.
Парадоксальность Уайльда — проявление расположений духа конца XIX столетия. С помощью парадокса Уайльд и его единомышленники высмеивали истину, которая практически обернулась вульгарностью, святошеством. Это был остроумный способ высмеивания власти денег, которая стала одной из главных проблем времени.
Эстетическая программа Уайльда представляет два ярких положения: во-первых, искусство не имеет и не должно иметь ничего общего с истиной, что воплощено в «Портрете Дориана Грея» через главного героя и его судьбу. Во-вторых, искусство существует само по себе и часто идет впереди своей эпохи. Оно не связано с моралью. В предисловии к «Портрету Дориана Грея» Уайльд утверждает, что «нет ни моральных, ни неморальных книг. Есть книги, хорошо написанные, и есть книги, плохо написанные.
Всего то».
Писатель считает, что и высокая мораль не поразит читателя, если произведение не стоит ничего с художественной точки зрения. Но настоящее искусство не может быть аморальным. Поэтому в романе, на первый взгляд, нет прямого морализирования, но выводы относительно моральных основ общественной жизни и жизни главных героев очевидны.
Мысль о том, что красота и мораль не имеют ничего общего, — ведущая в истории Дориана Грея. По мнению лорда Генри, мораль сковывает человека, делает невозможным наслаждение жизнью. Так же и для Дориана Грея красота и наслаждение становятся жизненным девизом, и именно это приводит к разрушению личности.
Духовная пустота приводит к тому, что Грей теряет чувство красоты, и как следствие — гибель.
Образы романа несут определенную символическую нагрузку. В частности история Дориана Грея демонстрирует, что в реальном человеке истину не увидишь, показать, открыть ее может только искусство. Для Уайльда это иллюстрация его принципа, что искусство реальнее жизни, что жизнь подражает искусству.
Кроме того, образ-символ всегда несет в себе загадку, а так, это открывает возможности для многочисленного количества догадок, разъяснений. Да и сам Уайльд переживает разногласия, присущие декадентским временам, которое состоит в «разрыве сознания». Уайльд противоречит не только общепринятым истинам, но и себе.
Конфликт красоты и морали в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»