Конфликт мечты и действительности в поэме Мцыри

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен роман­тический конфликт мечты и действительности?

Романтизм как литературное направление строится на том, что возвышенное, идеальное начало преобладает над земным, реальным. Герой романтического произведения, как правило, имеет характер цельный, устремления чистые, и при этом у него сильная воля и он не склонен к компромиссам.

Главный герой в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — натура романтическая.

При этом автор изобразил в конфликте мечту и действитель­ность.

На примере жизни и подвига юноши из горного селения читатель видит крушение мечты человека страстного, одержи­мого идеей, что становится причиной его гибели.

События, ставшие для Мцыри роковыми, происходят в первой половине XIX в. во время завоевательных войн русских на Кавказе.

Суровая действительность с раннего детства обрекла Мцыри на страдания: это насильственная разлука с семьей, навсегда потерянная надежда на встречу с родными людьми и бес­просветно печальное существование в русском православном монастыре. Переданный генералом на попечительство мона­хам мальчик Мцыри не умер, но, изучив язык окружавших

его чужих людей, он сердцем не принял их веры, не смирился с не­волей, не стал своим в их среде.

Мечта о побеге на родину и встрече с соплеменниками одной крови, мечта единственная и всепоглощающая, поселится в сердце одинокого пленника.

Воспоминания о детстве, мечты о воле, надежды на счастье — только этим теперь живет Мцыри.

Побег из мрачных стен монастыря, его путь к свободе до­ставляют ему неведомые до этой поры радости, окрыляют его. Прекрасные картины природы, встреча с девушкой-грузинкой, даже схватка с кровожадным барсом воодушевляют юношу, об­новляют его жизненные силы.

Но мечты и действительность не всегда совместимы, и чаще всего суровая реальность подавляет и разрушает прекрасные порывы в сердцах людей.

В мечтах, как правило, все романтично, идеально. Но счастье, которое и является олицетворением мечты, оказывается либо вовсе недостижимым, либо завоевывается ценой неимоверных усилий, ожесточенной борьбы.

У Мцыри для этой борьбы не хватает сил. Путь к свободе ста­нет для него бегом по кругу, дорогой в тупик.

Он снова окажется в плену привычных обстоятельств, в сте­нах опостылевшего монастыря, среди чуждых для него людей.

Мрачный гений Поэта-романтика, его творческое воображе­ние, подскажет автору поэмы философию жизни. Зло, попирая добро, оказывается чаще всего сильнее; либо, могущественное и всеобъемлющее, оно уничтожает, исключает добро из жизни, побеждая его.




Конфликт мечты и действительности в поэме Мцыри