Конфликт отцов и детей — конфликт жизненный позиций. По роману И. С. Тургенева Отцы и дети

Помните известную фразу героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»:»..вы… меня понять не можете; мы… принадлежим к двум различным поколениям… что делать? Пилюля горька — а проглотить ее нужно»? Как она ярко охарактеризовала отношения, возникавшие в семьях между «отцами» и «детьми»! Прошло почти двести лет с тех пор, как были написаны эти слова, а почти ничего не изменилось…

И сегодня мы, молодые, можем сказать прошлому поколению: «Нам друг друга не понять! Глотайте пилюли!» Сказать можем потому, что конфликт

отцов и детей, конфликт жизненных позиций, был, есть и будет.

Как только возьмешь книгу И. С. Тургенева, прочтешь название и сразу понимаешь, что речь пойдет о конфликте двух поколений, в основе которого лежат разные взгляды на жизнь.

Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», — человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм — отрицание всего. Это его жизненная позиция.

С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей «детей» и сторонников «отцов», Е. Базаров, находящийся в чужом

для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, с гордостью подчеркивает свое превосходство над аристократами: «Мой дед землю пахал!» Не случайно для него слова «аристократишко» и «дрянь», — синонимы.

Молодой нигилист, по мнению которого «в теперешнее время полезнее всего отрицать», не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, однако и созидание он не считает своей целью, говорит, что «сначала надо место расчистить». ,ни искусство «Рафаэль гроша медного не стоит». , ни любовь «это все романтизм, чепуха, гниль». , ни патриархальную крестьянскую семью «вы, чай, слыхали о снохачах?». . Для него «аристократизм, либерализм, прогресс, принципы» — это лишь пустые, бесполезные слова.

Единственная страсть Базарова — наука. Именно ей он и посвящает свою жизнь. Перед нами человек труда, в любой обстановке занимающийся делом, он не любит «болтать о наших язвах» болезнях общества. : «это ведет только к пошлости и доктринерству».

Е. Базаров считает, что толковать об «искусстве, бессознательном творчестве, парламентаризме» — это заниматься вздором.

Поражен, а затем и повержен в споре старый аристократ Павел Петрович Кирсанов: Базаров в одно мгновение растоптал основной его принцип. Кирсанов был уверен, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали своими нравственными достоинствами и делами, а не происхождением. По его глубокому убеждению, нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности. Он на полном серьезе верил, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Таковым и считает Кирсанова нигилист, потому что «принсипы» Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества, вернее, с ее отсутствием.

В самое сердце поражен старый аристократ, когда Базаров в пылу спора покушается на царскую власть и религию. Не случайно Кирсанов в ту минуту бледнеет, а сказать в защиту ничего не может! Как за соломинку, хватается аристократ за патриархальные устои русской семьи.

Но Базаров и здесь не позволяет ему победить: одной репликой о «снохачах» он отправляет своего оппонента в нокаут. Можно много еще писать о разнице жизненных позиций Евгения Базарова и братьев Кирсановых, но вывод очевиден: «Пилюля горька» — а проглотить ее старикам нужно…




Конфликт отцов и детей — конфликт жизненный позиций. По роману И. С. Тургенева Отцы и дети