Конфликт писателя с властью

В 1929 г. в журнале «Октябрь» был опубликован рассказ Платонова «Усомнившийся Макар». Его герой Макар Ганушкин приезжает в Москву, чтобы увидеть «центр государства». Там ему снится гора, на которой стоит «научный человек», думающий «лишь о целостном масштабе, но не о частном Макаре»: «Лицо ученейшего человека было освещено заревом дальней массовой жизни, что расстилалась под ним вдалеке, а глаза были страшны и мертвы от нахождения на высоте и слишком далекого взора.

Миллионы живых жизней отражались в его мертвых очах».

Макар

видит на московских улицах «сплошных научно-грамотных личностей», в чем-то неуловимо похожих на того, кто ему приснился, и ему делается «жутко во внутреннем чувстве». Макар понимает, что в будущем ему нет места по одной простой причине — он обречен на жертву в настоящем. Платонов ставил в центр массового человека, который задумался о цели и смысле движения к будущему и о своем месте в этом движении. Это было опасно, тем более, что платоновский Макар догадывался и о том, кто обрек его на то, чтобы стать строительным мусором истории.

На фоне отмечавшегося в 1929 г. 50-летнего юбилея Сталина притча

о Макаре и «научном человеке» прочитывалась однозначно.

«Усомнившийся Макар» был подвергнут жесточайшей критике, которая совпала по времени с началом работы над «Котлованом». Следующим шагом в этом направлении стала повесть «Впрок «, опубликованная в 1931 г. в журнале «Красная новь». Н. В. Корниенко выяснила, что Платонов сознательно шел сквозь цензурные рогатки к опубликованию повести, понимая всю меру риска, связанного с этим».




Конфликт писателя с властью