Конфликт в Маленьких трагедиях

Идея по созданию небольших по объему трагедий пришла к Пушкину задолго до того, как они родились на свет. Они словно ждали, когда поэт войдет в свой лучший последний период творческой активности, который будет назван Болдийской осенью.

Окончив «Бориса Годунова», Пушкин принялся за работу над «Маленькими трагедиями» в 1830 году. Великого поэта занимали идеи духовного реализма, что можно было бы выразить в особом развитии характеров героев, переживающих определенные исторические условия.

Таким образом, конфликт, из внешнего своего

проявления, ушел во внутренний мир персонажей.

Две линии драматического развития трагедии, которые непременно должны столкнутся в высшей точке действия, явно прослеживаются в душе персонажа маленькой трагедии «Скупой рыцарь». Барон и его страсть к накоплениям богатств, которая преобладает над здравым смыслом, стремятся выиграть бой у своей совести, призывающей к противоположному. Смерть героя трагедии, как форма, преодолевающая содержание, неминуемо настигает рыцаря.

В «Моцарте и Сальери» центральной фигурой становится Сальери, переживающий внутренний конфликт, представляющий собой борьбу

между завистью и радостью к таланту Моцарта. С нарастанием напряжения, Сальери ищет оправдания своим мерзким помыслам, и, найдя его, убивает Моцарта. Трагедия открывает читателю взгляд на внутренний мир художника.

И, конечно же, несмотря на то, что в реальности Антонио Сальери не отравлял Моцарта, Пушкину было важно показать своим произведением, что руководствуясь завистью, человек убивает гения, в первую очередь, в самом себе.

Образ Дон Гуана, известного своими любовными похождениями, предстает перед читателем в облике, отличающемся от более ранних его литературных портретов. Бросая вызов средневековым предрассудкам, Дон Гуан заходит настолько далеко, что преступает и общечеловеческие нормы морали, выходящие за рамки эпохи.

Центральной нитью трагедии «Пир во время чумы», являющейся свободным переложением Пушкиным отрывка пьесы «Чумной город» английского драматурга Вильсона, становится конфликт, связанный с тайнами жизни и смерти. Смерть, как неизбежно наступающий финал трагедии, стремящийся к полноте формы, побуждает героев к смирению и покорности перед своей судьбой, но желание жить дает человеку шанс бросить вызов надвигающейся неизбежности.

Внутренний мир человека у Пушкина предстает перед читателем в реалистичных образах героев и в мотивации их поступков, что стало результатом большого писательского опыта поэта.




Конфликт в Маленьких трагедиях