Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме «Гроза»

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 г., когда русское общество жило ожиданием реформ или грозы народных волнений. Пьеса и была воспринята как призыв к обновлению жизни, к свободе.

В основе пьесы лежит трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада «темного царства». Два разных по­люса, две противоположные силы воплощены в Катерине и Кабанихе.

Кабаниха — типичный представитель мира самодурства, дес­потизма, жестокости. Она нетерпима ни к чему новому, возво­дит привычные для нее нормы жизни в закон

для всех. Очень метко определяет суть ее характера Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». В Кабанихе нет жи­вого чувства.

Все, что она делает, это следование привычному ритуалу домостроевской старины. Она не видит движения жиз­ни и застыла в своем неприятии нового, фанатически защищая патриархальный уклад. Ее постоянно неослабевающая тирания разрушает ту семью, о сохранности которой она так радеет.

По­гибает Катерина, убегает из дому Варвара, превращается в бес­словесно-жалкое существо Тихон. Охранительница старины объ­ективно рождает разрушение ее.

Ее единомышленником является

Дикой. За ним прочно за­крепилась репутация самодура, поведением которого руководит необузданный произвол. Дикой требует беспрекословного под­чинения себе. Он куражится, чувствуя власть своего капитала. Никаких понятий честности и справедливости он не желает при­знавать. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. …Так ты знай, что ты червяк.

Захочу — помилую, захочу — раздавлю». Он унижает и оскорбляет своих близких, не считает их людьми. Для него чело­век только тот, кто богаче его и способен дать отпор.

Страшный мир несвободы, неуважения человеческого дос­тоинства, каким является «темное царство», неестествен для Катерины. Катерина несет в себе живое, преобразующее начало. Религия для нее не дань обычаю, а способ нравственного очи­щения. Поэтому она воспринимает церковь в этико-поэтическом свете: ангелы в луче света, гармония звуков.

Если Кабаниха держится внешних форм, канонизирует их, то Катерина ус­ваивает сам дух старины, который время требует воплотить в новые формы.

В девичестве Катерина в церковь ходила, «точно в рай», и сны ей снились «или храмы золотые, или сады какие-то не­обыкновенные». Она ощущала себя птичкой на воле. Ее слова «отчего люди не летают так, как птицы?» — это тоска по преж­ней свободе, стремление «улететь» из неволи. Катерина — чест­ная и чистая натура. Она не привыкла лгать и изворачиваться, не научилась лицемерию и ханжеству, которые царят в доме Кабанихи.

Она усвоила понятия нравственного долга, искрен­ности, честности. Свою любовь к Борису она осознает как грех. Она поставлена в условия, когда должна или принять мораль «темного царства» — лгать, изворачиваться, изменяя мужу, или отказаться от глубокого и горячего чувства любви. Ни то, ни другое невозможно. Единственный выход и способ доказать, что она свободна, — самоубийство.

Это был страшный грех для ве­рующего человека, каким, несомненно, являлась Катерина. Ведь самоубийц не позволено было даже хоронить в пределах клад­бища, а только за оградой, как вероотступников. Катерина до­ведена до того предела, когда даже осознание богоотступниче­ства не может остановить стремления вырваться из мира лжи.

Своей смертью Катерина бросила вызов «темному царству», показав, что человек может разрушить рабские оковы, преодо­леть преграды на пути к свободе, пусть даже таким трагическим образом.

Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». Смерть героини должна была всколыхнуть сложившийся уклад.

Трагедийность «Грозы» связана не только с образом главной героини, но и с другими действующими лицами. Трагично по­ложение благородного энтузиаста Кулигина, мечтающего о сча­стье людей, об изобретении механизмов, облегчающих труд, но не имеющего возможности осуществить свои проекты. Несомнен­но трагична и участь Тихона, воля которого задавлена тиранией «любящей» мамаши. Ведь как тяжело жить человеку, если он завидует умершему, да еще и самоубийце!

Но смерть Катерины совершила почти невероятное: бессловесный Тихон бросил в лицо матери обвинение в смерти жены. Это уже бунт. И хотя Кабаниха «поговорит» дома с сыном, но Тихон уже не тот, что был прежде.

Протест против сковывающих законов старой жизни Остров­ский показал на материале семейно-бытовых отношений, но актуальные для своего времени проблемы определили социаль­ный характер пьесы.




Конфликт вольнолюбивой личности с «темным царством» в драме «Гроза»