Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко

Жанр послания был одним из любимых в творчестве Шевченко. «Дружеское послание» землякам было написано в июне 1845 года. Путешествия Кобзаря по Украине в течение трех лет дали ему возможность познакомиться с украинскими интеллигентами, патриотами, прогрессивно настроенными людьми дворянского происхождения. Преимущественно это были потомки казацкой старшины, люди, от природы наделенные незаурядным умом, стремлением к знаниям, высшему образованию, утонченные аристократы духа, которым, к сожалению, часто совсем не мешало вместе с тем владеть

крепостными душами и не считать простой народ за ближнего своего, которого так приказывал любить еще Христос в Нагорной проповеди.

Раздумья над неадекватным поведением тех украинцев, которые должны бы были быть настоящими сыновьями своей земли, и породили дидактическое, а вместе с тем и гневное послание «И мертвым, и живым…».

Главная проблема послания — это проблема взаимоотношений дворянской интеллигенции с народом, обязанности интеллигенции перед народом, что в тогдашних исторических условиях было неразрывно связано с вопросом борьбы против социального и национального угнетения на Украине.

Полемическое острие послания направлено на изобличение целиком конкретных групп и течений в среде тогдашней дворянской интеллигенции. С одной стороны, это национальные романтики, в частности, потомки казацкой старшины, которые вздыхали за историческим прошлым, с другой стороны — либеральная интеллигенция новейшей формации, которая должна была повести украинскую общественность «по веку», а она впадала то в космополитизм, то в славянофильство. Все они объединены в сознании поэта тем, что находятся в полнейшем разрыве с «меньшим братом» — народом, хотя и стараются говорить от его имени.

Они не знают настоящих интересов и стремлений народа, живут ошибочными, устаревшими или бездумно заимствованными представлениями, оторванными от нужд и задач, которые возникали на историческом грунте тогдашней украинской действительности. Шевченко обращается то к одной, то к другой из этих групп, то ко всем вместе и, свободно переходя от одних вопросов к другим, высказывает свои мысли и взгляды в острых идейных столкновениях, в пылкой полемике с ними. Поучительным же выводам, которые вытекали из полемики, важнейшие ее «уроки» поэт представляет как важное народное, придает им национальное значение, адресует их широчайшей общественной массе.

Из всего разнообразия общественно-политических и идеологических вопросов, затронутых в послании, основной и ведущей проблемой, которая связывает и объединяет все другие, является проблема взаимоотношений интеллигенции и народа. Шевченко прямо и резко заявляет о кричащем отрыве тогдашней украинской интеллигенции от народа. Этот отрыв угрожает ей неминуемой и позорной гибелью, морально-политическим крахом. Только в народе источник жизненной силы общества, нации. Поэт обвиняет тогдашнюю украинскую интеллигенцию в недостатке ясного политического сознания, казнит ее за пустопорожнее политическое фразерство, расхождение между словом и делом.

Ее громкие заявления о стремлении к «воле» и «братству», бездумное преклонение перед иностранной культурой выдают отсутствие реальной программы. С большой сатирической страстью и презрением говорит поэт, что при отсутствии собственного взгляда на положение народа и непонимание реальных путей развития украинского общества рабское преклонение перед иностранными авторитетами ведет лишь к бессильному, сугубо внешнему заимствованию шумливых и обманных заявлений, к пустому жонглированию «свободолюбивыми» лозунгами:

…претесь на чужбину Искать доброго добра, Добра святого. Воли! Воли! Братства братского!

Нашли, Несли, несли с чужого поля И в Украину принесли Больших слов большую силу, Да и более ничего…

Ползание перед иностранщиной возникает в послании Шевченко как бегство господ-либералов от жгучих нужд жизни, от украинской действительности. Шевченко казнит и схоластическое их философствование, в котором, по выражению Франко, «расплывались конкретные нужды, интересы и приметы родного народа». Он открывает их заносчивость, чванство, комическое самовозвеличивание и щеголянье с иностранной культурой, хотя через свою фатальную несамостоятельность, недостатком собственного мышления они обнаруживают неспособность пользоваться достижениями науки «так, как надо». «Если бы вы учили так, как надо, — обратится к ним поэт, — То и мудрость бы была своя». Своим антагонистам Шевченко противопоставляет единственный продуктивный и конструктивный принцип культурного единения с другими народами:

Учитесь, читайте, И чужому учите, И своего не сторонитесь.

Выдвигая этот лозунг, поэт выступает с позиций потребности служения демократической интеллигенции народу, делу развития национальной культуры в ее органическому языку с демократической культурой других народов. Дискредитируя «западничество» украинских господ-либералов, Шевченко вместе с тем бросает слова резкого осуждения и в адрес доморощенных украинских славянофилов.

…И все языки, Славянского люда Все знаете. А своего нет. Когда-то будем и по-своему глаголить, Как немец покажет…

Поэт ставит под сомнение симпатии господ-славянофилов к славянским народам, так как тот, кто «не замечает» языка своего народа из-за того, что он «мужицкий», не может быть искренним сторонником идей дружбы и единения славянских народов и их культур — такова мысль поэта. Исключительно важное место занимает в послании «И мертвым, и живым…» полемика с консервативными национальными романтиками, которых поэт ругает за идеализацию прошлого Украины. Здесь также отразились взгляды поэта на историю Украины, подделывая которую, лжеисторики на первый план выдвигали своих «Брутов и Коклесов», твердили, что история Украины — это «поэма вольного народа». Разоблачая такое понимание истории Украины, Шевченко с помощью эпитета «обкраденные казацкие трупы» осуждает тех, кто присвоил себе героическую славу казацких низов. Значит, что историю Украины необходимо пересмотреть, сызнова ее прочитать, не упуская ни одной детали и лишь тогда можно дать ответ на вопрос: «Что мы?..

Чьи сыновья? Каких родителей? Кем?

За что закованные?».

Пять коротких вопросов поставил Шевченко в произведении, но каждый из них достойный поэмы, так как пробуждал усыпленное царскими колонизаторами социальное и национальное достоинство украинского народа, призывал не быть «рабами», «грязью», «мусором» русских царей, польских королей, еще ли кого-то, как это произошло с частью казацких атаманов и гетьманов. Вопросы: «Кем? За что закованные?» — направляли читателя к важнейшему: кто нас поработил, кто наш враг?

И если мы в самом деле гордимся легендарной славой запорожских рыцарей, то учимся у них свободолюбию и отваге, чтобы покончить с социальным и национальный бесправием. Должно быть не безразлично украинцам,

…чьей кровью Та земля напоена, Что картофель родит…

А равнодушных немало среди просвещенного панства, которое беспокоится не о судьбе народа, а о своих имениях. Крылатое выражение «И чужому учите, и своего не сторонитесь» свидетельствует о том, что Шевченко не был национально ограниченным, что он выступал против иностранного только реакционного, а прогрессивное из культуры других народов советовал перенимать, не забывая родную, как первооснову. «Так как кто мать забывает, того Бог наказывает, того дети сторонятся», то есть кто отмежевывается от родного языка и культуры, тот оборотень, так как язык, искусство, культура — наиболее дорогие сокровища народа, которые необходимо оберегать, ласкать, приумножать. Шевченко искренне верил, что и среди дворянской интеллигенции есть люди, готовые служить народу, только необходимо пробудить их сознание. К таким интеллигентам и обращается поэт:

Обнимите же, братья мои, Наименьшего брата, — Пусть мать улыбнется, Заплаканная мать.

И если интеллигенция пойдет навстречу интересам народа, то «заплаканная мать» — Украина «улыбнется», так как наступит социальная и национальная воля.




Конформизм украинской элиты в произведениях Т. Шевченко