Красота человека — в его действиях

Поэма «Полет сквозь бурю» — это произведение, которое определило знаменательную веху в жизни Н. Бажана и обращается к героике подвига, к проблеме связи поколений. Именно оно раскрывает проблему высочайшего — на фоне жизни и смерти — испытание духовных сил человека. Сразу привлекает внимание своеобразность композиции поэмы. Это внутренний монолог семнадцатилетней Оксаны, которая морозной ночью перелетает линию фронта, чтобы работать радисткой в тылу врага.

Прошлое, отраженное в воспоминаниях Оксаны, ее современное, все, что

связано с полетом в тыл врага, объединены с третьим временным измерением — «координатами» нашего времени, с позиций которого и создавалась поэма. Отец девушки был «врагом народа». И патриотичный порыв Оксаны встречает недоверие со стороны командира разведывательной группы — Ивана Фомича.

Много опасностей ждет Оксану во вражеском тылу. И самое страшное для нее — это недоверие своих, которые посылают, однако, девушку для выполнения такой трудной задачи. Красота человека — в его действиях. И Оксана идет на задание не для того, чтобы, как скажет Иван Фомич, «отплатить», «предать».

На

всю жизнь она запомнила слова, которые сказал ей отец в самую трагичную минуту своей жизни: «Чтобы не произошло, Не покачнись, не потеряй своей веры». И она не покачнулась. И веру в людей не потеряла. Хотя те испытания, которые выпали на ее судьбу, были в то время не по силам некоторым мужчинам. Чувство общности с эпохой и народом во время больших испытаний поставило девушку в первые ряды защитников Отчизны: «… так как знаю я, за что и куда несу жизнь свою…».

В обстоятельствах смертельной опасности, преодолевая страх и одиночество, Оксана находит путь не только к людям, а и к самой себе. Она не губит свое «я», а становится повелительницей его в чистейшем проявлении.

… я частица жизни неотделимая, Я буду жить! Земля! Народ мой!

Люди!

Так Николай Бажан сумел доказать, что красота человека — не в словах, которые он говорит, так как слова часто бывают обманными в делах человеческих, в служении родному народу. Николай Бажан укрепил позиции молодого украинского возрождения в 20-х годах, сумел избежать решеток, колючей проволоки в печально известных 30-х годах. Он стоял на страже украинской поэзии в 60-х годах XX ст. Главным наследием писателя были такие стили, как барокко и романтизм, элементы футуризма и экспрессионизма, и, в конце концов, реализм. Н. Бажан весной 1968 года написал поэму «Дебора».

В произведении рассказывается о далекой юности поэта, о искусстве Леся Курбаса, который со своим театром «Кийдрамте» приехал в 1921 году в Умань. Именно этому талантливому основателю театральной студии удалось вернуть к жизни девушку, над которой издевались бандиты атамана Стецюры.

Конечно, говорить о фигуре Леся Курбаса, уничтоженного позднее на Соловках, в начале 1968 года было довольно опасно. А Бажан показал его как художника, учителя, человека, чья гипнотическая художественная сила вернула Дебору к полноценной жизни, а в душах студийцев зажгла огонь творчества. Видения юности исчезают, и поэт видит ужасный ад на родной украинской земле.

Перед читателем — подсолнечник, который тянется несмело к небу. Жизнь побеждает смерть. Автор рассказывает о гибели героини в страшной Сухой Балке. Но она остается живой в памяти близких: «Такой и сама Дебора ты была, Такой ты есть, Да, есть!».

Образ девушки привлек внимание критиков. Дебора, кстати, в Библии — пророчица, которая подняла своих соотечественников на борьбу с завоевателями. Долго не печатали эту поэму.

Как вспоминал писатель Семен Журахович, во время одной из последних встреч Николай Платонович с болью сказал: «Вот чего уже не придется дождаться, так это увидеть «Дебору» в книжке».

Больше семнадцати лет поэма шла к читателю. Лишь после смерти писателя была напечатана в четырехтомном сборнике его произведений. Произведение еще раз подтвердило небудничный характер наследия Н. Бажана, которое вобрало в себя философскую углубленность, предметность и основательность реалистического словесного рисунка, преимущество эпического над лирическим, скульптурную выразительность слова.




Красота человека — в его действиях