Краткие сведения о творчестве Валентина Распутина
Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда. Природа, ставшая близкой в детстве, оживет и заговорит в книгах. В большой автобиографическом очерке одной поездки «Вниз и вверх по течению», опубликованном в 1972 году, Распутин опишет свое детство, большое внимание уделяя именно природе, общению с односельчанами — тому, что считает определяющим при формировании души ребенка и его характера.
Первые публикации материалов Валентина Распутина в газетах не случайно совпали с годами учебы в университете,
Когда однажды он оказался без денег, ему предложили поработать, не порывая с учебой, в газете «Советская молодежь». Тридцатого марта 1957 года на ее страницах появился первый материал Распутина. Журналистика увлекла его. В альманахе «Ангара» стали появляться его очерки. В 1966 году Восточно-Сибирским книжным издательством была выпущена книга «Край возле самого неба».
В том же году в Красноярске выходит и книга очерк «Костровые новых городов». Сотрудничал
Он был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара». Весной 1967 года Распутин получил членский билет Союза писателей СССР. Одно из замечательных произведений Валентина Распутина «Василий и Василиса». Рассказ этот впервые появился в еженедельнике «Литературная Россия» в самом начале 1967 года. С этого рассказа начинается новый период в творчестве Валентина Распутина.
Он стал самостоятельным писателем, прозаиком — со своим стилем, своим взглядом на мир. Летом того же года появляется повесть «Деньги для Марии». Она была опубликована в альманахе «Ангара», через месяц в журнале «Сибирские огни», а в следующем году вышла отдельной книгой в столичном издательстве «Молодая гвардия». Затем, когда появятся «Последний срок», «Живи и пони», «Прощание с Матерой», «Пожар», первая повесть словно бы растворится в свете славы «младших сестер» и в спорах, возникших вокруг них.
Повесть «Последний срок», над которой Валентин Распутин начал работать в 1969 году, впервые была опубликована в журнале «Наш современник», в номерах 7, 8 за 1970 год.
Она не только продолжала и развивала лучшие традиции отечественной словесности — в первую очередь традиции Толстого и Достоевского, — но и сообщала новый мощный импульс развитию современной литературы. Пьесу «Последний срок» поставили во МХАТе и Болгарии. Повесть «Живи и помни» впервые была опубликована в номерах 10, 11 журнала «Наш современник» за 1974 год.
В 1977 году Валентин Распутин удостоен за нее Государственной премии СССР.
Спустя ровно два года, в октябре — ноябре 1976-го, наряду с поистине триумфальным шествием повести «Живи и помни» стало приобретать широкую известность новое произведение Распутина — повесть «Прощание с Матерой». 2.История создания произведения Ассоциации, вызванные последней по времени повестью Валентина Распутина «Пожар», впервые опубликованной в журнале «Наш современник», №7 за 1985 год, не случайно уводят к более раннему произведению — «Прощанию с Матерой». Автор и сам подчеркивает эту преемственность: в «Пожаре» мы встречаем наживающуюся на беде Клавку Стригунову — она и на Матере была такой же, и первой бежала с острова; почти немой, наделенный богатырской силой дядя Миша Хампо удивительно напоминает старого Богодула; да и сама Сосновка, в которой происходит действие, — тот самый новый поселок, в который переезжали жители Матеры.
Словно спустя десять лет писатель решил посмотреть: что же сталось с героями былой его повести, каковы они, как повлиял на них перемена условий жизни, рода занятий, окружения. Пусть об этом скажет сам Валентин Распутин, тем более что вопрос, в свое время заданный ему, так и звучал:
«Как создавалась эта повесть? Как вы нашли своего героя — Ивана Петровича?» «Здесь прежде всего надо вспомнить повесть «Прощание с Матерой», — отвечает писатель. — Я сам из «утопленников» — так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни от строительства гигантских плотин ушли под воду… Не миновала этой судьбы и моя родная деревня Аталанка, которой, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни иных занятий. А занятия эти были — рубить лес…
С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов — все тревожней за человека…
Как нашел героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. Когда-то, в рассказе «Уроки французского», я упоминал его, — там это шофер, как оно и было в действительности… И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был.
Только не в моем поселке, а в соседнем, леспромхозовском».
Краткие сведения о творчестве Валентина Распутина