Краткий пересказ Чехов Хамелеон

Понять А. П. Чехова — зна­чит прежде всего объяснить, благодаря чему его творчество приобрело всемирное и все возрастающее признание. Его размышления о жизни, о судьбе и душе человека, выраженные в его произ­ведениях, не оставляют равнодушными читателей разных стран. Об этом сразу после смерти писателя сказал Лев Толстой: «Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русско­му, но и всякому человеку вообще…

А это главное».

К вечной теме подобострастия перед чином, перед всем «генеральским»

А. П. Чехов обращается в рас­сказе «Хамелеон» . Написан он в жанре «сцен­ки». Основные достижения А. П. Чехова как юмо­риста и сатирика относятся именно к этому жанру. Сценка — это литературная картинка с натуры, корот­кий юмористический рассказ, комизм которого заклю­чен в передаче разговора персонажей.

Чехов мастер­ски овладел техникой «осколочной» сценки и поднял ее до уровня большой литературы. Художественные особенности сценки — особые приемы краткости, сводящие к минимуму описания и пояснения, фамилии ). Главное в сценке — речь пер­сонажей, одновременно правдоподобная и смешная. Так, понятие

«хамелеонство» давно стало нарица­тельным и вошло в русский язык как обозначающее лицемерие, умение приспосабливаться к обстановке и менять свое мнение в зависимости от окружающих обстоятельств. Изображая Очумелова, автор использу­ет простейшие формы комизма — нелепую фамилию, абсурдное употребление слов и бессмысленные репли­ки. Но сам комический эффект в изобра­жении нелепого поведения надзирателя достигается более сложным путем — при помощи композиции.

Основной композиционный прием — повторяемость. Повторяемость ситуации выяснения вызывает смех читателя. Пять или шесть раз меня­ется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

За всеми переме­нами в его реакции лежит убежденность в превосход­стве «генеральского» над «прочим».




Краткий пересказ Чехов Хамелеон