Краткий пересказ — Мещерская сторона — Паустовский

К. Паустовский — повесть «Мещерская сторона». При­рода для К. Паустовского — это не только прекрасные карти­ны полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведени­ях. Это и выражение любви к родной земле, к русской приро­де.

Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый эле­мент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересован­ному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.

Природа всегда находится в центре внимания этого писа­теля.

Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустов­ского природа средней полосы России с ее тихой, гармонич­ной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказы­вает нам повесть «Мещерская сторона». «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как кар­тины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».

Повесть состоит

из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение. Главы не соеди­нены общим сюжетом, но при этом объединены общим геро­ем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям нетронутой, почти дикой природы. В «Мещерской стороне» писатель открывает новый взгляд на мир — это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, пре­одолеть все противоречия между человеком и природой.

В повести писатель создает прекрасные картины скром­ной русской природы. Какими же средствами это достигает­ся? Писатель использует необыкновенно красочную цвето­вую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».

Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обра­щает наше внимание на различные звуки, которыми насы­щены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещерский край у Паустовского шумит, звенит, поет на разные голоса. «На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шур­шит в саду», «Стаи птиц со свистом и легким шумом разлета­ются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне.

Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки». Очень при­влекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблу­дившейся коровы слышен путнику за километр.

Кроме того, Мещерский край — край особых лесных за­пахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельс­ких печей».

Впереди у него — «пустынный сентябрьский день»: «Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей ли­ствы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низ­кого неба».

Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Это пасту­хи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запомина­ющуюся черту.

Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях». Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рас­сказывает герою истории о прошлом Мещерского края.

Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча — это родина известного гравера Пожалостина, художников Ар­хипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встре­чается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.

Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московс­кого рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли свое­го товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу. Однако потом Гайдар нашелся — на поиски его отправился еще один путник с компасом.

История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе. Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовлен­ную яичницу и разбив кувшин с молоком.

Рыба у него не клю­ет. Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, «щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке», сбив с него пенсне.

Таким образом, в повести писатель воссоздает неповтори­мый мир чистой, первозданной природы. И основной прин­цип Паустовского — найти прекрасное в обыденном. Он го­ворит о том, как необыкновенна эта простая земля. «Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким не­бом.

Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к кото­рому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».




Краткий пересказ — Мещерская сторона — Паустовский