Краткий пересказ — Мещерская сторона — Паустовский
К. Паустовский — повесть «Мещерская сторона». Природа для К. Паустовского — это не только прекрасные картины полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведениях. Это и выражение любви к родной земле, к русской природе.
Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересованному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.
Природа всегда находится в центре внимания этого писателя.
Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».
Повесть состоит
В повести писатель создает прекрасные картины скромной русской природы. Какими же средствами это достигается? Писатель использует необыкновенно красочную цветовую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».
Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обращает наше внимание на различные звуки, которыми насыщены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещерский край у Паустовского шумит, звенит, поет на разные голоса. «На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шуршит в саду», «Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне.
Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки». Очень привлекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблудившейся коровы слышен путнику за километр.
Кроме того, Мещерский край — край особых лесных запахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей».
Впереди у него — «пустынный сентябрьский день»: «Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».
Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Это пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запоминающуюся черту.
Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях». Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рассказывает герою истории о прошлом Мещерского края.
Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча — это родина известного гравера Пожалостина, художников Архипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встречается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.
Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московского рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли своего товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу. Однако потом Гайдар нашелся — на поиски его отправился еще один путник с компасом.
История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе. Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовленную яичницу и разбив кувшин с молоком.
Рыба у него не клюет. Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, «щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке», сбив с него пенсне.
Таким образом, в повести писатель воссоздает неповторимый мир чистой, первозданной природы. И основной принцип Паустовского — найти прекрасное в обыденном. Он говорит о том, как необыкновенна эта простая земля. «Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом.
Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь».
Краткий пересказ — Мещерская сторона — Паустовский