Краткий пересказ — Повесть о лесах — Паустовский

К. Паустовский — «Повесть о лесах». В «Повести о ле­сах» К. Паустовский размышляет о месте природы в жизни человека и о роли человека в жизни природы. Тема русской природы сливается в повести с темой России, с темой русской культуры, музыки, с размышлением о судьбе народа.

Образ лесов в повести является символическим, это поэтический образ всей России. Удивительно переплетено в произведении прошлое и настоящее. В первой главе мы видим справедливое негодование П. И. Чайковского, великого русского компози­тора, пытающегося предотвратить

вырубку леса. Он пытает­ся выкупить этот лес у предприимчивого купца Трощенко, пы­тается искать помощи у губернатора. Однако все попытки тщетны — на участке начинают работать лесорубы. «От под­ножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и зас­тонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяж­ким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла.

Лошади попятились и захрапели. Это был миг, один только

страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы. Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и тем­ной хвои.

На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха перши­ло в горле. Тут же лежали обломанные сосной ветки берез.

Чай­ковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смер­тельное падение, — от него далеко окрест дрогнула земля. Он быстро пошел домой. То справа, то слева, то позади слышался гул падающих стволов. И все так же тупо ухала земля. Птицы метались над порубкой.

Даже облака, казалось, ускорили свой бег в равнодушной ко всему небесной синеве. Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал.

Подлость! — бормотал он. — Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей.

Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество стра­ны — не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа!

Ее нужно беречь, как мы бере­жем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, «промотав­шиеся отцы!..».

Такое же отношение к природе мы видим и у людей нового поколения. Николай Никитич умер, когда погиб разрушен­ный ветром и ливнем его любимый сад. Писатель Леонтьев отдыхает душой, устроившись на время лесничим.

Становится лесоводом Коля, вернувшийся в родной город из Ленин­града. Тонко чувствует и понимает родную природу Анфиса. Делу защиты и изучения природы посвящает свою жизнь Марья Трофимовна.

Но вот началась Великая Отечественная война, и враги беспощадно расправляются и с природой, и с русской куль­турой. С болью в сердце Леонтьев следил за гибелью лесов. «Он знал, что гитлеровцы начисто вырубили великолепные дубравы на Украине. Он видел леса, похожие на исполинские кладбища, где к небу поднимались обугленные стволы, ли­шенные ветвей. В Смоленской области он видел опытный лес из лиственницы. Фашисты свели его весь, до последнего де­рева.

Это был, как выражались лесоводы, классический лес: необыкновенной мощи, чистоты и прелести».

Варварски относятся немцы и к великой русской культу­ре. Так, Аграфена не может вынести мысли о том, что в доме Чайковского расположились немцы. Один из них, открыв рояль, дурачась, бьет по клавишам ногами. И, сталкивая нем­ца, она защищает Чайковского, свою историю, свою вели­кую культуру. Аграфена погибает, но остается молодое поко­ление — Коля, Анфиса, сблизившийся с ними писатель Ле­онтьев.

И есть преемственность поколений. Этим людям так­же дороги русские леса и русская культура. «Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удиви­тельных по меткости мыслей о том, что леса учат человека по­нимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество при­роды, усиленные некоторой дымкой таинственности», — за­мечает один из героев, профессор Петр Максимович в финале произведения.

Таким образом, «Повесть о лесах» — это изображение по­пытки преодоления глобального конфликта между человеком и природой. В произведении звучит идея возможности гармо­нического сосуществования человека и природы. Природа становится для героев Паустовского источником духовных сил, надеждой, любовью. Русская природа, по мысли писате­ля, во многом определяет русскую душу, природа неразрывно связана с русской культурой, искусством. Искусство, по мысли писателя, — это творческая попытка человека создать красоту, подобную той, которую создает природа.

Искусство, таким образом, в определенном смысле уподобляется приро­де. И важна мысль автора о том, что мы должны не допускать варварства как по отношению к природе, так и по отношению к искусству.




Краткий пересказ — Повесть о лесах — Паустовский