Краткий пересказ Пушкин «Станционный смотритель»
Романтический период творчества поэта приходится на годы южной ссылки, ознаменованные появлением поэм «Кавказский пленник»,
«Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» и др. Движение от романтизма к реализму и постепенное утверждение последнего наметилось в творчестве со второй половины 1820-х гг.
«Станционный смотритель». Эта повесть занимает важное место в творчестве А. С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют
С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.
А. С. Пушкин описывает жизнь ничем не примечательного станционного смотрителя, прислуживающего проезжающим, которые часто днем и ночью вымещают свое недовольство на таких смотрителей. А. С. Пушкин обращает особое внимание на своеобразие внутреннего мира «маленького человека», способного на глубокие чувства и переживания.
Повествование идет от лица рассказчика.
Этот сюжет почти с точностью повторяет Дуня, добровольно согласившаяся уехать с гусаром в Петербург без отцовского согласия. Безрассудство дочери доводит отца до преждевременной смерти в одиночестве. Дуня теряет единственного родного человека, так и не простившись с ним. Характеризуя характеры Вырина и Дуни, А. С. Пушкин чуждается детальных описаний, что соответствует им самим выделенным особенностям прозы: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Например, склонность Дуни к светской жизни и легкомыслие передано словами «она вела себя как «девушка, видевшая свет»». Переживания передаются через действия. О том, что Дуня болезненно переживает разлуку с отцом, рассказывает скупая фраза: «Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».
Как и в библейской притче, блудная дочь возвращается в отчий край. Примирение героев на кладбище происходит не в материальном, а в бытийном пространстве жизни, продолжающейся в вечности.
Краткий пересказ Пушкин «Станционный смотритель»