Краткий пересказ — Слово о полку Игореве

Поэма неизвестного автора «Слово о полку Игореве».

Человек и природа — два особых мира, существующих од­новременно и в гармонии, и в противоборстве. С давних вре­мен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности люди полностью зависели от окружающей среды. Не умея объяс­нить природные явления, они возводили их в ранг божества.

Так, у древних славян существовал бог солнца, бог ветра, бог грома и молнии. И люди тогда очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказ­кам, мифам, пословицам и поговоркам.

Природа

была их домом, добрым и приветливым для всех.

И это очень верный подход к данному вопросу. Это то, чего нам так не хватает в нашей современной жизни. Нужно по­мнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся цветок, шелест дождя, сияние солнца, зе­лень первой весенней листвы… Как это можно не любить?

Человек и природа — это одна большая семья.

Это единство человека и природы мы видим и в произведе­ниях многих русских писателей — И. С. Тургенева, Л. Н. Тол­стого, А. П.

Чехова, И. Бунина. Человек у этих писателей от­носится к природе с вниманием, любовью, добротой.

И она платит ему тем же.

Природа помогает человеку обрести ду­шевную гармонию, понять и осознать свои истинные мысли и чувства. Возьмем, к примеру, поэму неизвестного автора «Слово о полку Игореве».

Хотя природа занимает исключительно большое место в «Слове о полку Игореве», в поэме нет самоценных пейзажей. Природа здесь — не объект созерцания и любования, а выс­шее мерило всех человеческих ценностей. Она одухотворена автором, активно участвует в событиях, то замедляя, то уско­ряя их ход.

Так, природа сочувствует дружине князя Игоря, стремится предупредить людей об опасности. Когда герой двинулся в свой поход, свет солнца померк, ночь стонала грозою, надви­гались на войско Игоря от моря синие тучи. И битва с полов­цами, обрамленная этими картинами природы, приобретала в поэме символические черты борьбы силы зла с силой добра.

После поражения русских войск широкая печаль течет по Руси: «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле при­клонилось».

Ярославна, горюя о своем муже, в плаче обращается к вет­ру, веющему под облаками, к солнцу, которое тепло и прекрас­но, к Днепру. Обращаясь к природе, Ярославна ищет душев­ного успокоения, хочет развеять свою скорбь. Плач Ярослав­ны — заклинание сил природы, которые она побуждает по­служить «милому ладе».

И природа помогает князю.

Донец подстилает ему зеленую траву на своих серебряных берегах, он лелеет князя на своих волнах, одевает теплыми ту­манами под сенью деревьев. Во время бегства Игоря молчат вороны и сороки, соловьи поют песни, а дятлы своим стуком ему путь показывают. Несмотря на поражение русских войск, Донец прославляет и оправдывает героя: «Княже Игорю!

Не мало ти величия, а Кончаку нелюбия, а Русской земли веселиа!» Когда Игорь возвращается из плена, солнце светит на небесах.

Позиция автора поэмы здесь однозначна — человек суще­ствует в тесном взаимодействии с природой. Русская земля — это его родной дом. И это слияние, единство людей и природы усиливает в поэме значительность происходящего, усиливает драматизм событий.




Краткий пересказ — Слово о полку Игореве